Общественно-политическое издание

Прутский поход Петра I: как Россия едва не потеряла всё

25 июля 2018 01:02
3038.jpeg

В 1709 году Россия была, можно сказать, на коне. Полтавская битва завершилась сокрушительным поражением шведов. Карл XII, разбитый наголову Петром I, бежал с остатками войска на юг - через Польшу на земли турецкого султаната. Там, за стенами крепости Бендеры (современное Приднестровье), антагонист России и склонял турков к войне.

При детальном подсчете историки пришли к выводу, что численность российского войска составляла примерно 86 тысяч человек и 120 артиллерийский орудий, в то время как султан противопоставил им 190 тысяч закаленных в боях янычар и 440 артиллерийских орудий. К слову, подобный перевес сил в сторону армии турков был лишь одной из причин проигрыша: по неопытности своей Петр I не смог грамотно выстроить структуру обоза и снабжения. Как итог часть солдат в походе погибли от жажды и голода, а не от вражеских пуль.

Само по себе, продвижение российских войск не было сопряжено с какими-то сложностями в первое время. Путешествие вплоть до Прута было сродни легкой прогулке: на пути встречались небольшие отряды крымских татар, но они не представляли особенной опасности. Стоило подойти к реке, как на отделение графа Шереметьева напала крымская конница. За счет эффекта неожиданности им удалось убить около 300 русских солдат. Набег отбили, но теперь себя вели более осторожно.

После захвата города Яссы, объединения с молдавским корпусом, сбора фуража и продовольствия армия Петра двинулась на юг и вновь столкнулась с неприятелем. В тыл русским ударили отборные турецкие полки. Однако взять противника с наскока, как бы не хотелось паше, им не удалось по причине плохого планирования, отсутствия артиллерии и слабого личного вооружения воинов. Как следствие, их атака была отбита, а Шереметьев с Петром отошли вверх по течению реки в поисках удобных позиций для предстоящего сражения.

В процессе вышеописанного продвижения неопытность русского царя второй раз сыграла с ним злую шутку. Войска растянулись настолько, что между основными силами и обозом образовался разрыв. Балтажи Мехмет-Паша немедленно воспользовался этим. Клинья турецкой конницы подобно ножи вонзились в строй русских и отрезали их от припасов. Ситуация приобрела настолько печальный оборот, что сам Шереметьев был отправлен в стан турков в качестве посла.

В ход было пущено все: и подкуп Мехмет-Паши (из казны выделено 150 тысяч российских рублей серебром — немыслимая по тем временам сумма), и подписание грамоты о разрушении Таганрока, и передача крепости Азов, и многое-многое другое.

В итоге, Россия утратила за короткий период огромные земли, которые до этого завоевывала годами. Всего этого можно было бы избежать, будь Петр чуть порасторопнее: в погоню за Карлом отряды отправились лишь на третий день после Полтавской битвы — тогда, когда сделать что-то было решительно невозможно. Конечно, потом наша страна отыграла назад все и даже захватила больше, но горечь поражения навсегда останется на страницах отечественной истории.

Марк Глухов
Популярное