Производители могут просто купить знак качества "Росконтроля" за миллион рублей, не желающие платить за "независимые исследования" получат негатив в СМИ. Госструктурам повезло больше — они могут безболезненно для себя отказываться работать с компанией, основанной людьми с сомнительными "историями успеха".
Чем отличаются многочисленные рейтинги и экспертизы всевозможных товаров, проводимые частными компаниями, от ГОСТа? Стоит ли им всем верить? Как понять, купит ли потребитель некачественный товар, поверив такой "экспертизе", проведенной неизвестно кем, и заключению, выданному конторой, добросовестность которой под вопросом? Не рискуют ли граждане своим здоровьем и здоровьем близких? Кто торгует своими "знаками качества", порой вообще не проводя тесты оцениваемой ими продукции? Можно ли и не платить, и не попасть в "антирейтинг"? Все эти вопросы поднимаются в публикации Pravda.Ru.
Громкое имя компании ни о чем не говорит. Например, "Росконтроль": сайт, участие представителей компании в телеэфирах, "открытая и прозрачная деятельность", — все это должно убедить потребителя поверить, что перед ним профессиональные и независимые эксперты.
"Росконтроль осуществляет свою деятельность за счет взносов и пожертвований организаций и граждан, среди которых нет заинтересованных лиц — ни производителей, ни ритейлеров" (официальный сайт общества защиты прав потребителей "Росконтроль"). Раньше существовало ЗАО "Руководящий орган системы контроля", после ребрендинга и вольного сокращения названия ставший "Росконтролем". Но в 2015 году Межрайонная инспекция ФНС России №46 по Москве обратилась в суд с иском к ЗАО "Р.О.С.контроль" с требованием привести фирменное наименование в соответствие с нормами гражданского законодательства и исключить из сокращенного фирменного наименования частицу "Рос". Суд принял сторону налоговиков.
Владельцы компании переименовали ее в 2017 году из "Росконтроля" в АО "Агентство "РК-Медиа" — частное средство массовой информации, интернет-журнал, не уполномоченный государством орган на проведение экспертиз.
Но производители продолжают жаловаться на давление и манипуляции со стороны этой компании: "Не хотите попасть в антирейтинг? Хотите получить наш знак качества? Цена вопроса вам известна!" Многие производители соглашаются пройти экспертизу в "Росконтроле" именно по такому принципу.
А "Росконтроль" продолжает зарабатывать на этих экспертизах, проводимых на… деньги производителей проверяемых товаров. Например, в государственном "Роскачестве" средства на проведения экспертиз направляются из федерального бюджета, чтобы избежать конфликта интересов и соблюсти чистоту экспертизы…
По прейскуранту, экспертиза одной товарной позиции, маркировка знаком "Росконтроль" и информационная поддержка стоят 264 тысячи рублей. Четырех товарных позиций — 684 тысячи рублей. Пакет за 1,1 миллиона рублей включает тестирование одной товарной позиции, маркировку одной товарной позиции, обзорную статью, информационную поддержку, продвижение на ресурсах "Росконтроля". Не платящих ждет общественная обструкция в медиа.
В интервью "Комсомольской правде" представитель "Роскачества" Мария Сапунцова отметила, что лабораторное исследование одной категории товаров стоит один миллион рублей, при проверке ДНК или теста на наличие антибиотиков цена экспертизы увеличивается.
Сравнение — явно не в пользу "Росконтроля". Не верится, что цена "Роскачества" настолько завышена. ет открытых подтвержденных данных о том, проводятся ли экспертизы в "Росконтроле" вообще… На сайте "Росконтроля" указано: за два года проведено более одной тысячи исследований, то есть выручка должна была составить около одного миллиарда рублей.
"Организация "Росконтроль", известная манипулированием потребительским мнением, судебными делами с производителями продукции и скандальными проверками, активно пытается продвигать результаты своих "проверок" в средства массовой информации… Недопустимо формировать негативное отношение к продукции на основе сомнительной организации" (из письма Роспотребнадзора, опубликованного в "Комсомольской правде").
В "Ростесте" отказались от сотрудничества с "Росконтролем" из-за непрозрачности методики проведения экспертиз. В "Росконтроле" проводят исследования только в собственных "аккредитованных" лабораториях и не раскрывают чистоту забора образцов, соответствие методик проврки и т. д.
Некоторая небрежность "Росконтроля" может быть объяснена общим принципом ведения дел учредителями "Агентства "РК-Медиа" — семьей Гитлиных. Представители этой семьи являются гражданами нескольких стран, причем российское гражданство некоторые их них "теряли" и "обретали" совершенно непонятными способами.
Изначально Гитлины владели строительным бизнесом. Отец семейства, Борис Моисеевич, занимался энергетикой. Затем со старшим сыном Игорем основал компанию "Голденберг", с которой связаны скандальные стройки в Москве, Вильнюсе и Бангладеше. Так, ООО "Голденберг" за два миллиарда рублей подрядилось реконструировать Нагатинский метромост в Москве. Но контракт в 2014 году был расторгнут в связи с тем, что деньги компании были перечислены, а работа не была сделана. Должны были в 2014 году возвести "Дом Москвы" в Вильнюсе за 677 миллионов рублей. Контракт в 2018 году расторгнут через суд. Гитлины получали деньги по договорам, нанимали субподрядчиков, не платили им за работу. В апреле 2018 года обанкротили "Голденберг", дело рассматривается в суде с заявленной суммой претензий свыше 1,3 миллиарда рублей.
Интересно, как удавалось долгие годы этой компании не отвечать по своим обязательствам по многомиллионным госконтрактам и избегать проверок правоохранительных органов? В похожих ситуациях обычно проверяющие и регулирующие инстанции выходят с проверками и выемками документов.
Гитлины создали финансовые проблемы и иностранным инвесторам — в 2006 году они учредили в Нидерландах офшорную компанию North East Partners B. V., выпустили акции, продали их крупным западным фондам… и обанкротили фирму.
Семья Гитлиных провела ряд сделок с недвижимым имуществом по его перерегистрации на многочисленные компании-однодневки. Два строения в центре Москвы компания "Партнер-Недвижимость" переписала на партнерскую фирму "Технопром". Еще одно здание в столице принадлежит "Голденберг-Инвест". "Семейные компании" Гитлиных судятся друг с другом, взыскивая денежные средства по неустановленным договорам займа. Таким образом кредиторы в суде теряют шансы на возврат средств, приобретенных семьей сомнительным путем.
В Воронеже Гитлины купили Центрально-Черноземный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству ("ЦЧОНИИГИПРОЗЕМ") за 51,1 миллиона рублей. Оценщики считают стоимость заниженной в два раза. Правоохранительные и регулирующие органы страны на соответствие эту сделку почему-то не проверяют…
Все эти истории заставляют сомневаться в корректности рейтингов, составляемых "Росконтролем", и в непредвзятости его "квалифицированных экспертов". Создается ощущение, что, пользуясь ситуацией, владельцы компании манипулируют мнением россиян в целях личного обогащения, выбивая деньги из производителей и очерняя тех, кто не готов платить за фейк.