Иностранцы приезжают в Россию не только на Чемпионат мира по футболу, сфотографироваться на Красной площади или погулять по Петербургу. Нашлись и те, кто решился на тур по знаменитой Транссибирской магистрали. Гости из Испании, Франции, Италии пережили жару, проливные дожди, лесные пожары и даже камнепад на железной дороге. О путешествии по России рассказала гид-сопровождающий интуристов Татьяна Сергеева.
— Для начала — как иностранцы решились проделать такой путь? И из каких стран были самые решительные?
— Вообще туристы, которых мы везли, уже бывали в России, но это были столицы — Москва и Петербург. Им хотелось узнать больше.
Везли мы 66 человек — из Испании, Франции, Польши, Швейцарии, Словакии и Италии.
Туристки из моей группы — испанки Кармен и Тринидад — вообще рассказали, что когда-то в детстве прочитали книгу "Почта царя". Это о России, о Сибири. И им так стало так интересно, что они постарались больше узнать о нас. Читали Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина, Куприна, Бунина. Конкретно для них путешествие "Москва — Владивосток" — мечта всей жизни, с 12 лет они об этом мечтали.
С нами ещё ехал итальянец, из Милана, филолог-русист. Яков его звали. Занесло его в Россию по контракту, но ему так у нас понравилось, что живёт уже пять лет. Говорит: "Не знаю, что мне тут нравится. Наверное, у меня загадочная русская душа". Причём он упоминал свою поездку в Читу, изучение каких-то архивов. Я его за это в шутку прозвала шпионом.
— Сколько вы ехали и какие остановки в пути делали? Ехали в купе или в плацкарте?
— Поезд, на котором ехали мы, ходит с апреля по октябрь, то есть только в относительно тёплые месяцы года. Он специально для туристов — там купе, душ, питание. Ну и цена за всё соответствующая. Две недели занимает только дорога в одну сторону. Вай-фая почему-то не было, иностранцам приходилось связываться с родными через бесплатные сети в кафе и ресторанах, когда они выходили в город. Чтобы их близкие не паниковали, что они пропали где-то в огромной России.
Большие остановки у нас были в семи городах — в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске и Владивостоке. Там туристы выходили, делились на группы по языку, и их по самым интересным местам водили уже свои гиды. Утром туристы уходили, вечером возвращались, и мы продолжали путь. На время экскурсий поезд просто ждал нас на запасном пути.
— В Сибири сейчас горит лес. Из-за этого были проблемы с движением поезда?
— Пелена была, начиная с Новосибирска. Там набережную Оби заволокло. Там было прямо видно смог, ощущался запах дыма. Всё в дыму было в Красноярске, в Улан-Удэ, и так до самого Иркутска. Иностранцы спрашивали у нас — что горит? Сначала подумали про химическую промышленность. Мы им объяснили, что это лес. Никто не паниковал, мои испанцы вообще сказали, что у них на родине тоже часто такое.
Проблемы начались уже рядом с Байкалом, когда мы тут узнали, что на нашем пути завалило туннели на Кругобайкальской железной дороге! Грунт размыло из-за сильных дождей. К счастью, завалы быстро разобрали, и мы вернулись в Иркутск, чтобы пересесть на автобусы до озера.
Французы очень возмущались, да и остальные туристы нервничали — многие ехали через всю Россию только ради Байкала, представляете?
На Байкал мы в итоге попали, но с погодой ужасно не повезло. Ливни стеной, просто какой-то потоп, и дул холодный ветер. Фактически озером все любовались из окна ресторана, но туристы радовались, как дети — они увидели ЕГО! Хоть и не искупались.
— Что больше всего впечатлило иностранцев за эти две недели, помимо Байкала?
— Было безумно интересно наблюдать, как разрушаются их мифы. Меня спрашивали, почему из леса не вышел медведь? Где все тигры в Хабаровске? Многие признались, что думали, что после Казани начнётся какая-то необитаемая пустыня. Где ничего не растёт, а города маленькие или полуразрушенные. Городов восточнее Казани они не знали. После пустыни, по их мнению, будет огромный лес, причём обязательно в снегу — в Сибири же зима круглый год, они в этом были уверены! А потом снова пустыня, и так до самого Владивостока. Кроме Байкала, они слышали о русских реках Волга, Амур и Енисей.
А они едут, смотрят в окна и изумляются: "У вас всё такое зелёное! Так много деревьев! И всё такое большое". Туристы постоянно спрашивали — а где мы сейчас проезжаем? Что это за река? Некоторые записывали названия в блокноты. Одна из испанок собиралась по этим заметкам написать книгу о путешествии по России.
— Как туристы развлекались в пути, если не было остановок в городах?
— Они много общались между собой, читали книги. Испанки из моей группы купили кроссворды на русском языке и очень старались их разгадать. Так как wi-fi не было, гиды развлекали их классической музыкой, дегустацией русской водки, лекцией о русской истории.
Была викторина для туристов на тему России — чтобы гости больше узнали о стране. Что там было! Новый Мундиаль! Народ чуть не подрался — "это я первая сказала", "нет я, не лезь!" Вопросы были разные: от столицы России до года основания Екатеринбурга. И про писателей, учёных, художников наших.
Победили, кстати, мои испанки! Даже про Айвазовского, ещё и рассказали, где он жил. И в тот момент я подумала, а многие ли из нас знают столько о других странах? А ведь посмеиваемся над туристами, которые думают, что Ельцин ещё жив.
Я чувствую, что некоторые из них хотели бы вернуться в Россию ещё раз.