Вдова Александра Литвиненко Марина обвинила в смерти мужа Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Русская «политэмиграция» в Лондоне не перестает подкидывать информационные поводы западным СМИ, которые в преддверии новогодних праздников постепенно теряют интерес к чрезвычайно запутанному делу Литвиненко.
Чтобы сенсация не «выгорела», ее надо подпитывать. Этому золотому правилу следует русская политэмиграция от Парижа до Лондона. Наше издание уже сообщало о неожиданных откровениях некоего Евгения Лимарева, проживающего во Франции. Назвавшись сослуживцем Литвиненко по ФСБ и информатором Скарамеллы, он поведал газетчиками необычные подробности работы шпионской сети российских спецслужб.
Вскоре, правда, выяснилось, что Лимарев никогда не работал в ФСБ, его рассказы про папу – генерала Службы внешней разведки – тоже, мягко говоря, преувеличены. Единственное, что его связывает с Литвиненко – это общий знакомый Борис Березовский, на деньги которого Лимарев поддерживает сайт «РусГлобус.нет».
Сегодня западным СМИ подкинули новую «сенсацию». Друг семьи Литвиненко Александр Гольдфарб передал агентству France Presse заявление вдовы экс-офицера ФСБ, в котором она делится своими подозрениями. Согласно заявлению, Марина Литвиненко подозревает в организации убийства своего мужа Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. По ее словам, российские власти упрятали их в больницу под предлогом радиации, чтобы не допустить к ним следователей британской полиции.
Вдова «политэмигранта», недавно получившая британское гражданство, также выражает свою благодарность следователям Скотланд-Ярда за тщательное расследование несмотря на то, что российская сторона «ставила им всевозможные препятствия».
Между тем сами следователи, вернувшиеся на днях из России, охарактеризовали сотрудничество с Генпрокуратурой РФ как «удовлетворительное» и через посольство Великобритании в Москве передали свои благодарности отечественным правоохранительным органам. В ходе своей работы в российской столице они участвовали в допросах шести человек, в том числе Ковтуна и Лугового.
В соответствии с общепринятой практикой и российскими законами, британские следователи не могли самостоятельно осуществлять следственные действия на территории России. Допросы проводили сотрудники Генеральной прокуратуры, британские специалисты участвовали в мероприятиях, предоставляя списки вопросов, которые они хотели бы задать свидетелям.
Никаких официальных или неофициальных заявлений о том, что российская сторона как-то препятствовала их работе, от британских полицейских не поступало.
Само «дело Литвиненко» все более очевидно заходит в тупик. Параллельно стихает истерия в иностранных СМИ. Отдельные попытки вновь всколыхнуть общественное мнение вокруг радиоактивного полония и загадочной смерти «полковника КГБ» имеют лишь эпизодический успех.
Дело разрослось настолько и охватило такой временной интервал, что обывателю, падкому на сенсации, уже физически сложно удержать в голове целостную историю отравления. Следы полония в Великобритании, Германии, в самолетах, суши-барах и гостиницах говорят о чем угодно, кроме конкретного отравителя. Сложно понять, где и когда они появились, какой след предшествует отравлению, а какой стал следствием деятельности Литвиненко.
Нужно отметить, что британские следственные органы по сей день держат в тайне информацию о концентрации полония в обнаруженных «следах». Без этой важной информации трудно судить о характере «меток», которые оставлял Литвиненко и гипотетические отравители по всей Европе.
Абсолютно смертельная доза полония для человека равна долям миллиграмма, даже если учесть, что металл попал в организм Литвиненко и выводился из него естественным путем – через пот, мочу и т.д. – его концентрации были бы настолько незначительны (до нескольких молекул), что не совсем понятно, каким образом их вообще удается обнаруживать.
Отравление же более существенными дозам полония привело бы к мгновенной кончине, так как этот металл, кроме своих радиоактивных свойств, является и просто крайне токсичным для человека – как и плутоний, например. Тяжелые металлы для организма человека – смертельные яды вне всякой радиации.
Пока, по сообщениям СМИ, складывается ощущение, что неизвестные отравители несли полоний в Лондон в дырявом мешке из-под цемента и периодически роняли его, просыпая вещество.
Евгений Алексеев