Исполнительный директор Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Денис Билунов поделился с "Русским днём" своим видением наиболее важных событий 2006 года.
Когда мы только создавали «Объединенный Гражданский Фронт», у нас была идея сделать что-то новое по сравнению с другими оппозиционными начинаниями. И мы нашли эту идею – идею право-левой коалиции.
Мы считаем, что в этом году нам удалось сделать очень многое. Еще в начале года было совершенно немыслимым, чтобы правые и левые каким-либо образом вместе выступали в политическом пространстве. Первая попытка была предпринята в январе. Именно тогда мы начали выдвигать единого кандидата на довыборы в Государственную Думу в Москве. На место, которое освободил Георгий Боос, уехавший губернатором в Калининградскую область.
Тогда мы вышли с инициативой, чтобы единым оппозиционным кандидатом в том избирательном округе выступила коммунистка Елена Лукьянова. Мы вели переговоры, на них приезжал секретарь ЦК КПРФ Куликов. Коммунисты были воодушевлены нашим предложением, они не ожидали, что их поддержит даже СПС.
Но когда стало ясно, что такая коалиция может состояться, на попятную в итоге пошла сама КПРФ. Под предлогом того, что в том округе изъявил желание баллотироваться полковник Квачков. Руководство коммунистов приняло решение, что Лукьянова должна снять свою кандидатуру, так как, по их мнению, рядовые члены партии поддерживали кандидатуру Квачкова.
Однако мы все же показали, что такая коалиция возможна. Тогда на нее согласился СПС. «Яблоко» колебалось, но это уже не важно. Суть в том, что состоялись знаковые вещи. За стол переговоров были готовы сесть Гозман, Надеждин, Белых. Эту тему с ними всеми мы обсуждали, и они все были готовы поддержать Лукьянову. Республиканская партия также была готова призвать своих избирателей голосовать за Елену Анатольевну. Присоединиться к нашему соглашению изъявили желание еще многие. Стало очевидным, что лево-правая коалиция осуществима.
То есть уже был прообраз некой коалиции. Это было очень новым. И те, кто писал об этом (например, «Коммерсант») сразу заметили, что состоялось своего рода маленькое откровение. Однако сразу же после этого Зюганов заявил, что всё-таки Лукьяновой целесообразно снять свою кандидатуру.
Завершилась эта история таким образом: после того как Лукьянова сняла свою кандидатуру, через две недели Избирком снял кандидатуру Квачкова. Так что в итоге выборы превратились в соперничество какого-то безликого единоросса с представителем аграрной партии. Ничего интересного там не было вообще.
Но эта наша проба привела к созыву конференции «Другая Россия». И эта идея, как мы считаем, была успешно осуществлена. Это уже состоялось в середине года. А дальше, после летнего затишья, осенью структуры «Другой России» оформились как постоянно действующие.
По инициативе правозащитного крыла, выделилось Политическое совещание, которое занимается повседневно-политическими вопросами. Как известно, правозащитники в силу своей традиционной позиции немножко дистанцируются от вопросов текущей политики. Правозащитная деятельность предполагает контакты с властью, так как приходится защищать конкретных людей, попавших в трудные ситуации, решать их вопросы. Тут неизбежны контакты с властью.
Исходя из этого, правозащитники стремятся не заниматься напрямую политикой. С этой инициативой в сентябре выступил Александр Аузан. Который, скорее, эксперт, чем правозащитник. Его идея заключалась в том, что пускай наши оппозиционные политики занимаются политикой, а у остальных тогда будет время какие-то общие вопросы решать.
Кроме Политического совещания и правозащитников, у нас еще есть эксперты – экспертная часть «Другой России», которую координирует Георгий Сатаров. Конечно, все это еще окончательно не оформилось, но, как говорится, все еще впереди.
Важно подчеркнуть, что «Другая Россия» - это не политическая партия, а некий бренд, который объединяет такую коалицию такую. Сейчас из политических организаций туда входят Национал-большевистская партия, РНДС Касьянова, Республиканская партия Рыжкова, Объединенный гражданский фронт, ну и «Трудовая Россия» Анпилова. Интересуются вхождением в коалицию и другие движения. Например, в Марше несогласных приняли участие молодежные движения «Оборона» и «Авангард Красной молодежи». Это как раз показывает, что и правые и левые могут быть вместе: «Оборона» - либеральная организация, а АКМ – левая.
По всему политическому спектру идея лево-правой коалиции вызывает большой интерес. Все начинания «Другой России» являются реальным воплощением идей, с которыми создавался ОГФ. Так что мы считаем, что мы свою программу последовательно осуществляем, надеемся, что и в будущем году это движение будет продолжено.
Для нас в 2007 году знаковыми будут выборы в питерское Заксобрание, куда по списку «Яблока», как я уже говорил, баллотируются 11 членов ОГФ. Хотя в целом мы осторожно относимся к идее участия в региональных выборах. Все же, на наш взгляд, необходима концентрация усилий и ресурсов на более важных вопросах. А наиболее важными для нас будут президентские выборы, и мы должны любые политические решения рассматривать с контекста этого. То есть все наши дела и начинания мы должны соотносить с ответом вопрос, способствуют ли они главной нашей цели или нет.