«Другая Россия» активно ищет свое место в политической жизни страны. И, похоже, точка пересечения идей правозащиты и политической оппозиционности найдено: создание независимых профсоюзов. О первом опыте создания альтернативного профсоюзного движения и о дальнейших планах оппозиционеров - Павел Жеребин, заместитель руководителя московского отделения НБП.
- Сейчас в России идет процесс создания независимых профсоюзов. У всех на слуху «Профсвобода» - независимый профсоюз кампании «Сургутнефтегаз», лидером которого является Александр Захаркин. Осенью он был уволен с работы. А 7 ноября НБП провело акцию в защиту уволенного Захаркина и независимого профсоюза «Профсвобода». Мы осуществили мирный захват офиса «Сургутнефтегаза» в Москве и устроили там несанкционированный митинг. 30 участников акции получили по 15 суток административного ареста.
Фактически российская экономика сейчас работает на нефти. Но люди – нефтяники, которые всю страну кормят, находятся в унизительных трудовых условиях. Их фиксированная зарплата составляет только 15-20% от дохода, а все остальное является так называемой «премией», которой по воле начальства могут лишить фактически за любое нарушение, иногда сразу на несколько месяцев вперед.
В октябре я был в Сургуте – ездил к товарищу Захаркину. Там проходила акция протеста. Ведь на работников идет очень жесткое давление со стороны компании. Людей увольняют или лишают «премии» (т.е. фактически основной части дохода!), обрекая таким образом рабочих и их семьи на нищету. Недавно на голодный паек посадили активиста «Профсвободы» Георгия Маковея – его лишили премий на несколько месяцев вперед. То есть, он теперь будет работать и получать всего по несколько тысяч рублей. И такое в «Сургутнефтегазе» практикуется очень часто. В случае с Георгием лишение его премии – это репрессии со стороны компании за активность в «Профсвободе», но с таким беспределом может столкнутся каждый работник.
Там вообще абсолютно несправедливая система оплаты труда. Начальники подразделений и отделов получают не в полтора и не в два раза больше, а сразу раза в четыре или в пять. И на каждой следующей иерархической ступени они кратно увеличивают себе зарплаты. А ведь кто работает непосредственно, на ком держится вся добыча и транспортировка нефти? Отнюдь не на начальниках, а на простых рабочих. И 80% зарплаты этим людям выдается в виде «премии»-подачки. Прежде всего, это унизительно. Да и сама зарплата – 20-25 тысяч рублей. Это не такие большие деньги для Сургута. На предприятии развита система доносов – сотрудники службы безопасности компании получают процент с той «премии», которой лишат рабочего по указанию СБ.
Вот такая в Сургуте ситуация. Сейчас некоторые аналитики полагают, что этот город может стать для России своеобразным «Гданьском», в котором, как известно, родилась знаменитая польская «Солидарность». Тут все зависит от политической воли лидера. Думаю, у Александра Захаркина такая воля есть. Он исключительно достойный и смелый человек.
Однако в Польше профсоюз «Солидарность» был единственной эффективной организацией политической оппозиции. В России же ситуация другая. У нас сформирована и продолжает развиваться широкая оппозиция из различных общественных и политических сил – в том числе Народно-Демократического Союза Михаила Касьянова, ОГФ Гарри Каспарова, Национал-Большевистской Партии, Авангарда Красной Молодежи, Республиканской Партии Владимира Рыжкова.
Тем не менее, свободные профсоюзы, безусловно, в ожидающих нас в 2008 году событиях свое веское слово скажут. В «Марше несогласных», организованном «Другой Россией», присутствовали представители двух таких профсоюзов. Это Александра Захаркин – лидер «Профсвободы» - профсоюза нефтяников «Сургутнефтегаза»; и Сергей Коган, представитель профсоюза «Набат» Уральского алюминиевого завода.
В России таких профсоюзов не два, а гораздо больше. Сургутчанин Александр Захаркин самый известный и успешный деятель свободных профсоюзов. Мощными темпами независимое профсоюзное движение развивается в Тюменской области – различные свободные профсоюзные группы и ячейки согласовывают свои действия, успешно взаимодействуют как между собой, так и с представителями политической оппозиции. Да и в целом по стране активисты независимых профсоюзов из разных отраслей стали связываться между собой, как-то координировать свои действия. Идет такой процесс, что его остановить будет невозможно, потому что руководство компаний по собственной глупости ни на какие уступки идти не хочет. Думаю, что свободные профсоюзные движения прошли точку невозврата. Эти люди своего добьются.
Независимые профсоюзы взаимодействуют с оппозиционными политическими партиями. Многие из них сотрудничают именно с «Другой Россией». Весной у нефтяников Западной Сибири будет большая совместная протестная акция, и «Другая Россия» окажет нашим соратникам в борьбе за справедливость организационную, юридическую и медийную помощь.
Очень многие действительно независимые профсоюзы скоординировались, и это дает возможность проведения серьезной массовой протестной акции, которую обязательно поддержит политическая оппозиция.
Пока начальство и владельцы нефтегазовых компаний творят произвол и обогащаются, в это время в низах этих компаний, в свободных профсоюзах пробуждается совсем новая сила. Рабочий одной нефтегазовой компании всегда прекрасно поймет рабочего из другой нефтегазовой компании, который недоволен своим начальством – и в «Лукойле», и в «Роснефти», и в «Сургутнефтегазе». Вышеописанные проблемы, с которыми сталкиваются рабочие «Сургутнефтегаза», присутствуют и в других нефтегазовых компаниях; в частности, эксплуататорская и унизительная система оплаты труда (20% - зарплата, 80% - «премия») практикуется в очень многих сырьевых компаниях, не только в нефтегазовой отрасли.
Для «Другой России» рабочее движение – это политически очень важный вопрос. И работать по этому направлению будут все структуры и все подразделения «Д.Р.» – и структуры, входящие в Политическое Совещание, и различные подразделения оргкомитета «Марша Несогласных», отвечающие за то или иное направление деятельности – юридическое, медийное, организационное и т.п.
Если посмотреть со стороны рабочих, с их точки зрения, то взаимодействие с политической оппозицией – это способ вывести свои проблемы на федеральный, на общенациональный уровень. «Другая Россия» не берется напрямую защищать рабочих (их защищают те храбрые люди, которые состоят в свободных профсоюзах), но мы беремся помогать профсоюзным лидерам и активистам в их нелегкой борьбе.
Наша задача как политиков, как оппозиционеров – донести свою политическую позицию до этих профсоюзов, помочь им юридически и организационно. И, в свою очередь, помочь профсоюзам донести их требования до всего общества. Мы должны сделать так, чтобы проблемы рабочих не были проблемами отдельных групп людей в западносибирских городках, а стали проблемами всей страны. Только таким образом можно заставить хозяев нефтегазовой отрасли выполнить требования рабочих и прекратить беспредел. Именно поэтому взаимодействием с независимыми профсоюзами будут заниматься все подразделения «Другой России».
Часто бывают ситуации, когда люди понимают, что назрела ситуация кардинальных перемен в их отношении с начальством. Но не находится грамотного лидера, который знает как можно изменить ситуацию, и психологически готов организовать людей для отстаивания своей гражданской позиции. В таких случаях «Другая Россия» готова прийти на помощь.
Если люди действительно созрели для перемен и готовы к действиям, то мы приложим все усилия для того, чтобы помочь им сорганизоваться. Но тут очень важно, чтобы на предприятии оказался хотя бы один человек, который сможет повести людей за собой, который обладает необходимой волей и харизмой. Если же такого человека, лидера не окажется, то рабочий протест, даже поддержанный политической оппозицией, не будет эффективным.
При наличии на местах инициативных людей, готовых взяться и дальше вести этот независимый профсоюз, политической оппозиции просто необходимо оказать им организационную помощь. Важно научить их проводить массовые мероприятия, работать с прессой, с колеблющимися коллегами, вести юридическую борьбу. Также я вижу задачу «Другой России» еще и в том, чтобы способствовать построению сети свободных профсоюзов в России – координация между независимыми профсоюзами важна не только при проведении протестных акций, но также даст возможность обмена опытом, благодаря чему новые профсоюзы смогут быстро сделать свою деятельность эффективной и заметной обществу.
Думаю, в нашей стране найдется немало адекватных и честных независимых профсоюзных лидеров. Таких как Захаркин – грамотных и пассионарных людей. Он и без нашей помощи все отлично сорганизовал. Теперь же мы помогаем ему делиться своим успешным практическим опытом с другими угнетенными рабочими.
К сожалению, не все профсоюзные лидеры такие деятельные и успешные, как Александр Захаркин. Но если у кого-то есть желание создать независимый профсоюз и бороться за свои права и за права своих коллег, то мы ему обязательно поможем.
Необходимость создания независимых профсоюзов существует не только в нефтегазовой отрасли, но и практически во всех отраслях, где есть наемные работники. Мы готовы помогать всем и вывести их проблемы на федеральный уровень. «Другая Россия» – это вполне открытая платформа для людей, у которых есть проблемы и есть своя гражданская позиция, которую они готовы отстаивать, чтобы решить эти проблемы. Как метко выразился А.Захаркин – «необходимо, чтобы у людей засветилась свобода в глазах». «Другая Россия» считает своим долгом помочь всем россиянам осознать себя свободными людьми; гражданами, а не подданными. И мы, как авангард российского гражданского общества, готовы эту свободу защищать.
Мы воспринимаем независимые профсоюзы как одного из главных наших политических союзников, как одну из главных частей гражданского общества России. Поэтому мы им помогаем и будем помогать в нашей совместной борьбе за социальную справедливость. Всем обратившимся к нам инициативным протестным группам (не только профсоюзным) мы готовы помочь в том, чтобы путем массовых акций вынести их протест на должный уровень; оказываем им юридическую и информационную поддержку. В некоторых случаях наша организационная помощь способствует более четкому структурному оформлению инициативных групп протестующих граждан.
Еще осенью 2006 года «Другой Россией» (в первую очередь, Объединенным Гражданским Фронтом) была организована координационная площадка для взаимодействия инициативных протестных групп Москвы и ближнего Подмосковья, получившая название «Временный Городской Гражданский Совет» – ВГГС. Мы уже провели несколько акций под его эгидой. Идея такая – дать поле для взаимодействия и взаимопомощи различным инициативным группам граждан, которые сталкиваются с проблемами, в основном связанными с московским строительным комплексом – экологическими нарушениями, уплотнительной застройкой, незаконными сносами, выселением и так далее.
НБП входит в ВГГС. Наша задача – помочь людям правильно организовать протест и поддержать его численностью, информационно. Приложить к делу всю нашу энергию. Очень важно, чтобы создалась какая-то инициативная группа, чтобы были активные люди. Потом этим людям уже можно будет помочь с организацией массовой акции или акции прямого действия, информационно, юридически, да как угодно. Но если же люди сами страдают, но даже слово поперек не говорят, тогда помочь уже трудно. Хотя бы потому, что мы просто и не узнаем об их проблеме.
А говорить о своих проблемах необходимо. Опыт независимых профсоюзов это подтверждает. Сейчас постоянно появляются новые инициативные группы – жилищные, территориальные, экологические. Много образуется свободных профсоюзов, и не только в «нефтянке». Процесс становления независимого профсоюзного движения уверенно набирает обороты. Мы видим волну оживления в профсоюзном движении. До недавнего времени это была «мертвая земля», но сейчас свободных профсоюзов становится все больше и больше. Насквозь лживыми я считаю утверждения кремлевских политологов о том, что в России, мол, нет гражданского общества и что его, якобы, необходимо строить «сверху». Бред. Все вышеописанное является очевидным доказательством того, что в России есть гражданское общество, и очень развитое. Но оно образовалось и существует не благодаря, а вопреки воли властей.
Протестных групп много, у нас народ просыпается, становится политически активным. И надо дать возможность этим структурам выйти в широкое информационное поле. Надо обеспечить им организационную и моральную поддержку, помочь во взаимодействии с другими группами, столкнувшимися со сходными проблемами – почему бы одним людям не помочь другим? Люди, решающие конкретные проблемы, могут обратиться за помощью к политической оппозиции, и мы поможем донести их позицию до всего общества. «Другая Россия» во взаимодействии с силами гражданского общества готова бороться с угнетением и социальной несправедливостью в любой точке России, несмотря ни на какое сопротивление властей и силовых структур!