«Русский марш», проведённый в 2005 году и вызвавший бурю возмущения со стороны демократических и правозащитных организаций, оказался всего лишь цветочком по сравнению с тем, что произошло в российской политике и общественной жизни начиная с середины 2006 года. Ксенофобские и профашистские лозунги стали не только всё чаще звучать на улицах российских городов, но и высших органах государственной власти. Нацисты устраивают факельные шествия в центре Москвы, нападают на людей с другим цветом кожи и разрезом глаз, кричат о превосходстве русской нации над всеми остальными. К сожалению, многие политические партии пытаются использовать ксенофобские настроения в обществе в своих интересах. И самое страшное, что эти идеи стали востребованы партиями и их лидерами, говорящими о социальной справедливости.
«Русский день» уже писал о том, что по спискам партии «Справедливая Россия» на выборах в Красноярский ЗакС идёт известный своими антисемитскими высказываниями редактор «Красноярской газеты» Олег Пащенко, против которого уже неоднократно предпринимались попытки о возбуждении уголовного дела по факту разжигания межнациональной и межрелигиозной розни. Несколько дней назад ещё одну такую попытку привлечь Олега Пащенко к ответственности по ст. 282 УК РФ предпринял местный коммунист Роман Бурлак. Однако руководитель движения «За права человека» Лев Пономарёв считает, что власть и на этот раз попытается замять это дело:
- Вообще-то мы знаем, что такие люди есть в Госдуме - это хорошо известный Николай Курьянович, который поддерживал «Русский марш». Курьянович – это абсолютный антисемит и, тем не менее, он вполне благополучно чувствует себя в Госдуме. Нам могут сказать, что его охраняет государство, но мы сталкиваемся с тем, что прокуратура, как правило, защищает националистов, а это уже серьезная проблема. Мы сейчас в Москве собираем факты и хотим поставить перед прокурором столицы серьезный вопрос о том, что либо прокуратура бездействует по отношению к националистам, либо прямо ангажирована на их поддержку.
По-моему, мы не понимаем всей серьезности проблемы. С одной стороны, власть давно заигрывает с националистами, ФСБ пытается взять их под контроль. Это понятно. Взять, к примеру, «Родину». Эта партия шла с откровенными националистическими лозунгами и фактически победила благодаря им. Один раз их одернули в Москве, но это было скорее исключение, чем правило.
Все они, начиная с Миронова (лидер партии «Справедливая Россия». – Прим. ред.), прожженные политиканы, и их высказывания о правах человека - только риторика. С другой стороны, «Справедливая Россия» больна внутренне изначально, с момента объединения совершенно разных политических организаций. Вряд ли партия пенсионеров была заражена ксенофобией, тем более руководил ей Гартунг, человек с неславянской фамилией. Но ведь одновременно туда вошла и «Родина», в значительной степени пораженная этим вирусом. Она и имплантировала эту заразу в «Справедливую Россию».
- Что можно предпринять в этой ситуации?
- Только разъяснять! Что могут сделать гражданские, правозащитные, общественные организации, журналисты? Разъяснять, разоблачать их, что мы с вами и делаем, ведя этот разговор. Увы, власть не борется с ксенофобией, пытается эксплуатировать, популистские использовать бытовой национализм, который присущ не только России. Но если правительства других стран реально борются с ксенофобией, то мы не заметили, чтобы руководство России и наш президент признавал эту проблему. Я ни разу не слышал от Путина, чтобы он осуждал национализм. А ведь проблемы очень серьезные. Русский фашизм – это не надуманное явление, он укоренен в сознании населения. Только государство, включив все свои мощности, информационные ресурсы может остановить волну ксенофобии и фашизма в России. Иначе эта опасная тенденция будет развиваться, тем более, если будет поддержана проправительственными политическими организациями. Это все очень опасно.