26 апреля Федеральный политсовет СПС (ФПС СПС) принял решение приостановить действия всех выборных органов московской организации и провести собрание-конференцию, где будут избраны новые. Ситуацию комментирует Иван Новицкий, лидер МГО СПС, депутат Мосгордумы 4-х созывов.
Иван Новицкий:
- 26 апреля Федеральный политсовет СПС (ФПС СПС) принял решение о том, чтобы приостановить действия всех выборных органов московской организации и провести собрание-конференцию, где будут избраны новые. Официально это связано с прошедшей перерегистрацией – якобы там не все пришли и теперь надо посмотреть, насколько легитимны наши органы. Но все это противоречит уставу партии – изучив документы, мы в этом убедились. На самом деле, здесь совершенно иная причина. Леонид Гозман достаточно ясно высказался на политсовете, что дух московской организации ему не нравится.
Как он измеряет этот дух? Нам, разумеется, не понятно. Но я полагаю, это идет выстраивание вертикали власти – то есть в партии происходит то же самое, что и в стране. Наша же московская организация по-настоящему демократическая: у нас свободное обсуждение, и мы разные мнения вырабатываем. Конечно, есть и такие члены, которые пишут кляузы в Федеральный политсовет. Им что-то не нравится с января прошлого года, когда прошли выборы нынешнего состава политсовета МГО СПС.
Кляузу, на основании которой началась эта перерегистрация, подписали четыре председателя наших окружных организаций – это Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный и Зеленоградский округа. Поскольку им кажется, что есть люди, которые выбыли из организации, они обратились в Федеральный политсовет с просьбой провести перерегистрацию. Ну, провели перерегистрацию. Действительно, есть некоторое количество выбывших членов. Люди приходят, люди уходят – это нормально для организации. В прошлом году мы, кстати, прошли регистрацию в федеральной регистрационной системе.
Говоря о московской организации СПС, надо отметить, что у нас очень много сильных «первичек» и много депутатов муниципальных собраний Москвы. Мы работаем на местах, и очень активно. Как известно, депутатский корпус столичных муниципалитетов состоит, большей частью, из представителей «Единой России». Оппозиция же, в основном, представлена коммунистами и активистами нашей организации. Причем, наше участие в представительных органах муниципальной власти не единично. Например, треть депутатов Доргомиловского муниципального собрания – члены СПС. Так что, можно с уверенностью сказать, что мы работаем как на городском, так и на окружном и на районном уровнях.
У нас в организации реальные люди. У нас тысяча человек перерегистрировалась. Хотя со стороны членов организации были большие протесты по поводу перерегистрации. Многие принципиально этого не делали – так выражали свое несогласие. То есть не пришли по принципиальным соображениям. А сейчас, получается, что их фактически выкинули из партии. Просто взяли и не зачли. Это около нескольких сот человек. Но ведь у нас в партии нет демократического централизма, и член партии имеет право заявить, что не согласен с конкретным решением, и не исполнять его.
Гозман говорит, что наша организация слабо представлена, не слишком сильная и мало работает в пиар-пространстве. В противовес тем словам, я бы сравнил ситуацию со всей партией СПС в целом. Там ведь тоже все не так просто! Так зачем же противопоставлять московскую организацию федеральной? Это вообще очень странно. Тем более, накануне выборов. Я думаю, просто что-то Гозману лично в нас не нравится.
Ему не нравится, что мы открыто высказываем свое мнение, говорим то, что думаем. Иногда критические замечания высказываем. Видно ему хочется, чтобы было одно мнение – его. А все остальные неправильные. Либо он вовсе стремится все подчинить федеральному центру. Гозман требует выстраивания вертикали власти внутри партии. Получается, что та обстановка, которая есть сегодня в стране, распространяется уже на последнюю политическую партию, которая считает себя демократической. А ведь такая партия должна, по логике вещей, сама внутри себя демократию поддерживать.
Только демократия внутри партии может быть залогом успеха демократической партии. Чтобы в такой непростой обстановке выработать правильное решение, нужно высказывать различные мнения, обсуждать, спорить. И только потом ставить точку в том или ином вопросе. Мы не отказываемся работать вместе. Наоборот, даже говорим о том, что нужно организациям из разных регионов вместе работать с федеральным центром.
Кстати о слабой организации. Исходя из логики Гозмана, получается, что слабая организация – это та, которая не действует по его указке, не делает так, как он хочет, и не думает так, как он считает. Однако то, что приемлемо в РАО «ЕЭС», неприемлемо в политической партии. Может быть, Гозман и команда строят у себя командно-административную систему? Но у нас в Москве живая организация с живыми людьми. И методы сетевой работы здесь совершенно не приемлемы.
Методы Гозмана не только не приемлемы во внутрипартийной работе. Он и приглашенный им политтехнолог Антон Баков делают ошибки и в электоральных вопросах. Баковская система успешна далеко не во всех регионах. Например, в Санкт-Петербурге она не прошла. На мой взгляд, надо работать не по-баковски, а с региональными организациями – вместе смотреть и просчитывать ситуацию. Если же региональные организации разгонять, то кто же тогда работать на местах будет? И с кем они сами будут работать? Наберут что ли сотрудников РАО «ЕЭС»?
Еще одна причина действий Гозмана – это то, что многие активисты московской организации принимают участие в «Другой России». В их числе Олег Козловский, Юлия Малышева и другие. Также с нашей организацией сохраняет добрые отношения Иван Стариков – чуть ли не личный враг Гозмана.
Однако что касается «Другой России», Никита Белых сам демонстративно пришел на «Марш несогласных», что подчеркивает отсутствие между нами политических противоречий. Лично я там не был только потому, что занимался организацией нашего митинга СПС.
Вообще федеральное руководство постоянно поручает нам организовывать и проводить мероприятия в Москве. Сами они что ли это делают? Наше отделение проводит все мероприятия для федерального центра в столице. Вот и получается, что когда им нужно что-то сделать, они дают нам поручение. Вы – московская организация – так и делайте! А как синяки и шишки получать – это тоже в нашу сторону.
Я поддерживаю намерение Никиты Белых работать сразу в двух региональных парламентах – пермском и красноярском. Другое дело, как у них хватит сил при этом еще и московской организацией фактически напрямую руководить? Раз они ее распускают, значит, думают, что и в федеральном центре, и в Перми, и в Красноярске, и еще в Москве смогут управляться. Но такого не бывает. Московская организация сама сильная, и сама может справиться. Причем, мы всегда высказывали свое лояльное отношение к Никите Юрьевичу Белых.
Естественно, наше региональное отделение намерено защищаться. Мы уже приняли решение о том, что сами проведем конференцию во второй половине мая. Это соответствует решению Федерального политсовета - провести собрание (конференцию), провести выборы. Мы так и сделаем.
Другое дело, что федералы приостановили полномочия всех наших выборных органов. Хотя не понятно, как они это сделали. По уставу они могли распустить только наш политсовет, и то только в соответствии с двумя четко определенными пунктами: неоднократного нарушения устава или невыполнения решения партии, в том числе и бездействия. Ничего такого у нас просто нет. Поэтому никаких законных оснований для приостановления деятельности МГО СПС нет. Кстати, в уставе даже нет самого понятия «приостановить».
То есть Федеральный политсовет элементарно нарушил устав собственной партии. К тому же он не имел никакого права распускать или приостанавливать окружные, местные и первичные организации. Как же они теперь конференцию проведут? Думают, что все сами сделают? Немножко странный какой-то подход…
Сейчас я готовлю открытое обращение к председателю Политсовета партии Никите Белых по поводу всей этой ситуации. Мы выразим свое несогласие с федеральным партийным решением, обратим внимание на нарушение устава и возможного нарушения законодательства Российской Федерации. Если потребуется, будем свою правоту доказывать в судебном порядке.
Однако я надеюсь, что руководство партии все-таки образумится и прислушается к тому, что сказал Борис Немцов – опытнейший политик. Во время голосования по вопросу нашей организации он был двумя голосами против этого решения и сказал: «Что вы делаете? Подумайте, год выборов! Так что вы творите? Одумайтесь, остановитесь!».