На 2-ю конференцию «Другой России» пришел отставной генерал-майор КГБ Алексей Кондауров. Такой экзотический гость не остался без внимания журналистов – ведь у всех на слуху путинская фраза, что «бывших чекистов не бывает». Особо примечательным в этой связи оказалось «соседство» двух экс-противников: в зале «заочно» присутствовал известный советский диссидент Владимир Буковский, видеообращение которого было показано на мероприятии. Интернет-газета Гарри Каспарова даже опубликовала материал с заголовком «Диссидент и экс-чекист за "Другую Россию"».
«Русский день» связался с Владимиром Буковским и попросил его прокомментировать такую нежданную «встречу». Напомним, Алексей Кондауров служил в 5-м управлении КГБ, которое как раз и занималось борьбой с диссидентами.
Владимир Буковский, кандидат в президенты России:
Мне смешно, что на конференцию «Другой России» пришел генерал КГБ Кондауров. Услышав звук трубы, старые боевые кони вернулись на службу. Тут диссиденты – и он снова появился. Известно, что такие люди даже после ухода из органов связаны с этой работой. Сказал же Путин, что бывших чекистов не бывает. Ему, наверное, видней – он сам один из них.
Конечно, все может быть – люди могут измениться. Но, вероятнее всего, его приход – это нечто другое. Если бы я приехал на эту конференцию, то, разумеется, не сел бы рядом с таким человеком. И общаться бы с ним не стал. Полагаю, что участникам «Другой России» стоит быть осторожнее. Такие люди приходят на мероприятия оппозиции с одной главной целью – понять, где может быть трещина, чтобы потом разработать идею, как это можно использовать. Это разведка. Они так всегда делали.
Почему генерал КГБ пришел на эту конференцию? Думаю, скорее всего, его попросили сходить – посмотреть и сделать свое заключение. Он ведь профессионал. А у них сейчас профессионалы давно все на пенсию поуходили – сколько лет в России уже не было политического сыска. Новые умеют только магазины крышевать – больше ничего не умеют. Вот к Кондаурову и обратились. Пришлось им призвать кадровый резерв. Кого-то из них там озадачили. Сказали: слушайте, ребята, надо послать нашего человека.
Думаю, на Кондаурова вышли через генерала Бобкова. Был такой начальник 5-го управления КГБ, которое занималось диссидентами. Как сейчас помню – Филипп Денисович Бобков. Он нас всех сажал, высылал. Это он. Он сейчас жив, только уже старый. У меня на сайте есть даже документ, им подписанный – по поводу моей высылки. А Кондауров тогда как раз был в его подчинении.
Сейчас все возвращается к прежним временам. Действуют старые схемы. Люди из ФСБ обратились к Бобкову, а тот позвонил своим старым кадрам. Сказал, чтобы включались в работу, и всех расставил по местам: ты пойдешь сюда, ты пойдешь сюда, а ты – сюда. Может, люди из ФСБ и напрямую вышли на Кондаурова. Сообщили, что его опыт борьбы с диссидентами сейчас востребован. Вот он и вернулся к своей профессии и даже прямо к своей узкой специализации по борьбе с диссидентами.
У меня всегда вызывали сомнения те гэбэшники, которые пошли в демократию в конце перестройки и в 90-е годы. Появился целый ряд таких людей. Скорее всего, им просто дали задание стать демократами. Вот с Калугиным было сложнее – он поссорился со своим начальством. Ему все равно надо было уходить – он считал, что терять уже нечего, и ушел. А вот другие вызывают у меня большое сомнение. Думаю, что после конференции Кондауров будет говорить со своими коллегами по ФСБ.
Я уверен, что с самого момента зарождения «Другой России» ФСБ внедрила туда свои кадры. Как же еще! Они сейчас все оппозиционные группы просматривают. Там у них или стукачи, или такие, как Кондауров – не внедренные стукачи, а вполне известные люди. Именно так идет разработка оппозиционных организаций. В ФСБ вообще не бывает приятных методов – они все неприятные, скользкие.
Членам «Другой России» надо быть внимательнее и осторожнее с такими людьми. Надо понимать, что раз вернулись времена, похожие на советские, то и методика КГБ возвращается. Надо это учитывать, надо на это закладываться. Ведь с приходом Путина ФСБ стало осуществлять программу «Back to the USSR» - «Назад в СССР».