Сопредседатели Всероссийского гражданского конгресса Людмила Алексеева, Георгий Сатаров и Александр Аузан обратились к своему коллеге Гарри Каспарову с открытым письмом, в котором призвали его приостановить свою деятельность в качестве одного из лидеров данной организации. Своей точкой зрения на эту тему с «Русским днём» поделился Сергей Митрохин, зампред РОДП «Яблоко» и участник ВГК.
Сергей Митрохин, земеститель председателя РОДП «Яблоко», участник Всероссийского гражданского конгресса:
Изначально между участниками Всероссийского гражданского конгресса была договоренность, что действующие политики и представители политических партий не входят в руководство ВГК. С такой идеей выступили несколько участников, в том числе и я. Данный принцип был поддержан. Это была принципиальная позиция, которую все поддержали. Поэтому ни «Яблоко», ни другие партии даже и не претендовали на места сопредседателей.
Данный принцип не был зафиксирован на бумаге, но было устное соглашение, которое ранее всегда соблюдалось. Это был консенсунс. Оговаривалось, что руководящие органы ВГК будут стоять над партиями, организациями и политическими течениями, которые представлены в Конгрессе. Такой принцип устройства гражданской организации вполне логичен. И ни у кого по этому поводу никогда не возникало вопросов. Так что, в аргументах этого открытого письма есть рациональное зерно. Если Гарри Каспаров позволил выдвинуть себя кандидатом в президенты, то тогда он не должен быть в руководстве Всероссийского гражданского конгресса.
В этой связи для Каспарова, когда он занялся большой политикой и решил баллотироваться на пост президента, было бы честным сложить с себя полномочия сопредседателя ВГК, выйти из состава руководства этой гражданской организации. Алексеева, Сатаров и Аузан имели полное право выразить свою позицию именно таким образом. Я поддерживаю их аргументы. Но я бы на их месте вначале попытался с ним поговорить и убедить сделать это самому. Может быть, они и пробовали, но мне об этом неизвестно.
Будучи сопредседателем Всероссийского гражданского конгресса, Каспаров, похоже, нередко забывал об этой своей должности, бросая недопустимые высказывания о политических партиях и организациях. Увлекшись другими проектами, он забывал о том, что представляет не только себя лично как политика, но и целую общероссийскую гражданскую организацию. Он забывал о том, что его мнение будет рассматриваться как мнение всего Конгресса. Но ему, наверное, ВГК вообще перестал быть интересен, поэтому он и перешел на такую риторику. Он перестал соблюдать моральные ограничения в своих высказываниях.
В свое время «Яблоко» ставило вопрос о том, что со стороны сопредседателей Гражданского конгресса недопустима критика в адрес политических партий и организаций, представители которых являются его участниками. По крайней мере, без согласования с остальными членами руководства ВГК. Ведь в данном случае такая критика воспринимается не как критика со стороны отдельного человека, а как критика со стороны всей организации. Но Каспаров пустился в большое плавание и забыл, от какой пристани отчалил.
С уходом Каспарова из сопредседателей станет меньше напряженности и бурных конфликтов в работе Конгресса. Больше будет конструктива. Не так давно Каспаров выдвинул идею создания «русской политической нации» - такой вот лозунг. И эти его непродуманные мысли чуть не привели к расколу во Всероссийском гражданском конгрессе. Ведь это противоречит принципам, позициям и взглядам правозащитных организаций, в том числе и тех, которые защищают национальные меньшинства. И конечно, они были возмущены такими заявлениями Каспарова. Ведь он, будучи сопредседателем ВКГ, должен был воздерживаться от однобоких и радикальных высказываний.
После того, как он покинет пост сопредседателя ВГК, таких экстравагантностей и странностей станет, безусловно, меньше. При этом он сможет и выступать, и выдвигать свои идеи как рядовой член Конгресса. В данном случае его выступления будут выступлениями равного среди других равных участников, и они не будут восприниматься как мнение и официальная позиция Всероссийского гражданского конгресса.