За последние несколько дней СПС удивил целым рядом весьма неожиданных акций. В знак протеста против повышения цен либералы провели несанкционированный пикет у элитного гастронома «Седьмой континент» в Москве и митинговали в Екатеринбурге на площади Ленина у местного продмага. Главный политтехнолог «правых» возле партийного офиса кулаками показал, что умеет и готов драться с политическими противниками в прямом смысле. А партийный лидер выступил с обращением к отечественным бизнесменам, в котором предупредил об угрозе реставрации социализма в России. Своим взглядом на эти события с «Русским днём» поделился лидер «Гражданской силы» Михаил Барщевский.
Михаил Барщевский, председатель высшего политического совета партии «Гражданская сила»:
К моему величайшему сожалению Никита Юрьевич под влиянием окружающих его персонажей все больше скатывается на позиции дешевого популиста, с ударением на слово «дешевого». Пикетирование «Седьмого континента» было глупостью по двум причинам. Не знаю как «Седьмой континент», но я знаю, что «Перекресток» и «Пятерочка» продают продукты первой необходимости с маржой минус 15 процентов – то есть работают себе в убыток. Не исключаю, что и «Седьмой континент» делает то же самое. А то, что СПС делал на прошлой неделе в Москве и Екатеринбурге – это начало пути к погромам.
Честно говоря, мне очень обидно, потому что в СПС есть несколько моих друзей, которые мне звонили после акции у «Седьмого континента» и говорили: «Что они там наверху, с ума сошли, что ли?». Я сказал: «Да, ребята, сошли». В принципе, это уже провокация погромов. И как этого не понимает Никита Юрьевич, сам бизнесмен, я не могу даже представить. Я просто не понимаю. Мне по-человечески его очень жалко, потому, что он еще совсем молодой человек, и, как мне кажется, достаточно перспективный политик. Но он гробит себя как политическую фигуру просто на корню. Он занимается самоубийством.
Если люди, называющие себя «Союзом правых сил», не понимают, что они оказались левее коммунистов, то это их беда. Это даже не вина. Это хуже, чем преступление, это – ошибка. Его вчерашнее обращение к предпринимателям – это заявление человека, который просто не понимает, что делать. Он стал таким контрфлюгером – то есть флюгером наоборот. Это уже не оппозиция, это фронда, а фронда, как известно, всегда контрпродуктивна. Я это уже говорю начиная с весны, начиная с мартовских выборов в региональные заксобрания. А сейчас это все получает свои очевидные доказательства.
Основное, что в четверг сказал президент по поводу роста цен, это то, что сегодня мы интегрированы в мировую экономику и поэтому рост цен в мире немедленно отразился на нас. Путин сказал правду. Другое дело, что мы это должны были понимать не по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Мы должны были принимать меры раньше. И надо было давным-давно организовывать не госмонополии, а либеральную рыночную конкурентную экономику. Путин честно обозначил проблему и назвал одну причину нынешнего повышения цен. Вторую называю я: это отсутствие либерального конкурентного рынка сельхозпродукции. А что делает Белых… Мне его жалко. Он глубоко несчастный человек, заблудившийся в трех соснах.
Многие замечают, что гораздо чаще представляется Немцов, чем Белых. Почему? Мне кажется, что они очень хотят проиграть выборы. Включение Немцова в тройку партийных лидеров, с моей точки зрения, просто поставило крест на каких бы то ни было оптимистических надеждах по поводу перспектив СПС. Немцов в тройке – это гарантированный проигрыш СПС. А Никиту Юрьевича, который там сейчас играет не первую скрипку, жалко. Жалко со всех точек зрения. Его использовали в течение определенного времени, использовали его репутацию. А теперь уже очевидно, что его сливают. Сегодня СПС – это не Белых. Сегодня СПС – это Баков и Немцов. Ну, жалко. Когда-то была хорошая партия.
Сейчас фактический лидер СПС – это Антон Баков, фигура вообще умильная. Если Белых у меня вызывает чувство сожаления, то Баков – он всегда в своем репертуаре. Он бывший пиарщик и бывший политический технолог «Единой России». Это человек с яркой выраженной принципиальной беспринципностью. Баков – это Баков. Это не фамилия, не ругательство. Баков – это диагноз. После того, как Путин признал, что СПС финансируется РАО «ЕЭС», им бы сидеть и молчать в тряпочку. А они попытались перевести стрелки на то, что РАО «ЕЭС» финансирует «Единую Россию». Я не знаю, является ли это так, но подобные заявления со стороны СПС выглядят, мягко говоря, странно.
Стилистика у Бакова тоже особая. Драка, устроенная им у офиса СПС – это типичная его стилистика. Он, так сказать – распоясывавшийся популист, которому совершенно не важно, какими методами действовать. Он полагает, что «деньги не пахнут». Но на самом деле известно, что деньги как раз пахнут, и голоса избирателей на выборах тоже пахнут. Но этого Баков никак не может понять. Баков – это Баков.
Когда партия от такого лидера как Егор Гайдар скатилась до такого фактического лидера как Антон Баков, то после этого никаких вопросов о дальнейших ее перспективах уже не остается. Если внимательно прочесть «Достройку», то станет понятно, что там половина – вранье, просто наглое вранье. А еще половина – популизм. Причем, гораздо более «левый», чем у КПРФ. Я уже однажды пошутил, что, почитав «Достройку», Зюганов от зависти должен бы был проглотить «Капитал» Карла Маркса. Хотя «Достройка» - это все же больше Гозман, чем Баков, но и он тоже приложил руку к ее созданию. Я думаю, что Баков с его технологиями и Гозман с его «Достройкой» - это два могильщика СПС.