Глава российского МИДа Сергей Лавров принял в пятницу в Москве японского коллегу Сейдзи Маэхару. Его рабочий визит проходит на фоне очередного обострения в российско-японских отношениях, вызванного проблемой Южных Курил. С ноября 2010 года эти острова, оспариваемые японцами, впервые посетил президент РФ Дмитрий Медведев, примеру которого последовал целый ряд российских руководителей. В Токио эти визиты вызывают болезненную реакцию и провоцируют японские власти на резкие высказывания.
По итогам переговоров со своим японским коллегой Сэйдзи Маэхарой, Сергей Лавров заявил, что Россия не будет настаивать на создании российско-японской комиссии историков. Российский министр ранее сказал, что Россия заинтересована в создании совместной с Японией комиссии историков по проблеме спорных территорий. Однако Маэхара критически отнесся к этой идее. "Мы думаем, что создание комиссии историков было бы полезным. У нас такие комиссии есть с целым рядом других наших партнеров, но мы уважаем позицию японской стороны в отношении такой идеи", - сказал Лавров. По его словам, позиции официальных кругов России и Японии по проблеме мирного договора сейчас прямо противоположные.
В свою очередь, глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил неизменность позиции Токио: так называемые "северные территории" являются исконной территорией Японии. "Что касается территориальной проблемы наши позиции остаются параллельными", - сказал Маэхара. В тоже время японский министр отметил необходимость поиска взаимоприемлемых решений в этой направлении.
Несмотря на такие заявления, Россия готова к дальнейшим переговорам по подготовке мирного договора с Японией, заявил глава МИД РФ. По его словам, такое решение возможно исключительно на основе действующих принципов международного права. "Это наша позиция, иначе весь этот разговор будет просто бесперспективным. Это требует очень настойчивых, последовательных, без всякой искусственной спешки усилий. Мы к этому готовы, рассчитываем, что и японские наши коллеги тоже", - добавил российский министр.
Кроме этого Лавров отметил, что российские власти готовы предоставить льготы иностранным инвесторам, которые изъявят желание вести бизнес на Курильских островах. Министр пояснил, что Россия будет рада участию зарубежных инвесторов, в том числе азиатских: китайских, корейских и японских. "Мы будем рады видеть там и китайских, и корейских инвесторов, будем рады видеть там и наших японских партнеров, президент Медведев специально подчеркнул в одном из своих выступлений", - сказал Лавров. По его словам, "там есть целый ряд сфер, который весьма перспективный с точки зрения приложения совместных усилий: это и рыбопереработка, в целом рыбохозяйственная инфраструктура, геотермальная энергетика, туризм".
В свою очередь, глава японского МИД Сэйдзи Маэхара заявил, что Япония не приветствует привлечение инвестиций из третьих стран в развитие Курильских островов, на четыре из которых она претендует. "Это лишь осложняет ситуацию", - сказал Маэхара.
Стоит отметить, что в России в день переговоров главы японского МИД звучат речи о вооружении Курильских островов - по этой теме высказались в пятницу начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров и помощник министра обороны, бывший командующий Дальневосточным военным округом генерал армии Юрий Якубов. Макаров заявил "Интерфаксу", что на Курилах будет проведена глубокая модернизация и масштабные мероприятия по созданию воинского гарнизона нового облика, оснащенного современным вооружением и военной техникой. Якубов также отметил, что группировку войск на Курилах необходимо оснастить новыми образцами бронетехники и усилить армейской авиацией.
Начиная с 1945 года Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение данных островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.