События на АЭС в Японии не будут развиваться по катастрофическому сценарию, но ситуация очень тяжелая, заявил первый замдиректора научно-исследовательского центра "Курчатовский институт" Ярослав Штромбах. Говоря о возможном максимально неблагоприятном развитии ситуации на пострадавшей от стихии АЭС "Фукусима-1", он отметил, что это расплавление пяти активных зон (пяти реакторов АЭС). "И, похоже, что этого не избежать. Но никакого катастрофического сценария не будет", - сказал Штромбах.
Ученый считает, что "максимальный сценарий - это расплавление пяти активных зон и, похоже, что этого избежать не удастся". "Шестая активная зона выгружена и находится в бассейне выдержки, своей судьбы она не избежит. Мы рассматривали ситуацию, что произойдет с топливом в бассейне выдержки и пока мы уверены, что самопроизвольной цепной реакции быть не может", - сказал Штромбах, отметив в то же время, что даже самопроизвольная цепная реакция "не так страшна, если происходит в локальном месте". По его словам, в худшем случае, "мы можем увидеть разбрасывание топлива внутри здания". "Но я думаю, что это маловероятно. Никакого катастрофического сценария, связанного с разбрасыванием топлива по территории Японии и окружающих стран мы не видим вообще",- сказал Штромбах.
Между тем, уровень радиации в районе третьего реактора японской АЭС "Фукусима-1" не изменился, несмотря на попытки военных залить его с вертолетов водой, чтобы охладить хранилище отработавшего ядерного топлива. По данным представителя компании-оператора станции TEPCO, ранее уровень радиации на АЭС "Фукусима-1" поднялся до 3 миллизивертов, тогда как норма составляет 1 миллизиверт в год.
Вертолеты сил самообороны Японии приступили в четверг к операции по сбросу воды над третьим энергоблоком аварийной АЭС. Два вертолета марки CH-47 в четыре захода сбрасывали воду из прикрепленных к ним резервуаров, объем которых составляет 7,5 тонн. Кроме этих летательных аппаратов в районе третьего реактора барражировал еще один вертолет с оборудованием для постоянного измерения уровня радиации. Но принимаемых мер явно мало. По мнению экспертов, для достижения эффекта нужно выполнить до ста сбросов, передает ИТАР-ТАСС. Так как, большая часть воды, сбрасываемой на реакторы, развеивается ветром и не достигает цели.
Что касается российских АЭС, то, Реакторы Курчатовского института абсолютно безопасны, заявил Ярослав Штромбах. При этом он подчеркнул, что говорить об опасности реактора Ф-1 вообще смешно, сообщает РИА Новости. Основными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований НИЦ "Курчатовский институт" являются атомная энергетика и перспективные энергетические технологии, термоядерный синтез и ионно-плазменные технологии, технологии и разработки двойного назначения, нераспространение, реабилитация и физическая защита, ядерная медицина, технологии разделения изотопов, а также нанобиотехнологии, наноматериалы и наносистемы.
Повторение аварии, подобной ЧП на АЭС "Фукусима-1" в Японии, невозможно в случае с ЛАЭС-2 и Балтийской атомной станцией, которые сейчас строятся на Северо-Западе России, убеждены инженеры-проектировщики.
Считается, что два самых современных проекта реализуются сейчас в Финляндии и во Франции. Но даже у них нет некоторых деталей, которые есть у российских технологов", - сказал главный инженер проекта ЛАЭС-2 Александр Казарин. Основная проблема любой АЭС в случае форс-мажора - защищенность от обесточивания, напомнил Казарин. Проект АЭС-2006, по которому возводятся атомные станции в Ленинградской и Калининградской областях, в этом смысле намного опередил проект атомной электростанции первого поколения в Японии.
В случае отсутствия электроэнергии на АЭС должны включаться дизель-генераторы, если же и они по какой-то причине откажут, то на современной российской станции запускается система пассивного отвода тепла от реактивных установок через парогенераторы. К примеру, на европейских АЭС такой системы "каналов безопасности" нет, сказал Казарин.
"Если же топливные сборки все же повреждены, и под защитную оболочку реактора начнет поступать водород, для его отвода также существует специальная система, препятствующая образованию взрывоопасной смеси. При самом худшем сценарии двойная оболочка здания реактора и ловушка расплава сдержат аварийные выбросы в атмосферу", - рассказал главный инженер ЛАЭС-2. Ловушка расплава, или устройство локализации расплава (УЛР), представляет собой специальную систему защиты станции. Разработанная российскими учеными ловушка может удерживать расплав ядерного топлива неограниченное количество времени, не давая радиоактивности выйти за пределы корпуса ловушки и попасть в окружающую среду.
Главный инженер проекта Балтийской АЭС Иван Грабельников добавил к вышесказанному, что теоретически на здание атомной станции может упасть самолет весом 5,8 тонн со скоростью 100 метров в секунду. Если говорить о землетрясениях, то в Калининграде и Ленобласти они никогда не фиксировались сильнее 5 баллов, при том, что проект АЭС-2006 рассчитан на 6 и в отдельных случаях даже 7 баллов.