В России две серьезные беды. Нет, речь не о дураках и дорогах, а о весенних паводках и летних лесных пожарах. Причем и связанные с ледоходами наводнения, и природные пожары повторяются у нас ежегодно. Неужели наше государство — читай: местное руководство — не может заранее подготовиться к возможному разгулу стихии, чтобы избежать год от года повторяющихся бедствий? Не может или не хочет?
Паводки и стоявшая в Московской области последние дни плохая погода привели к срыву водными потоками плотины Сухановских прудов. В Подольском и Ленинском районах области размыты дороги, снесена линия электропередач. Местные дома подтоплены. Без света остались восемь деревень, в которых проживает более 800 человек.
Как сообщает управление МЧС России по Московской области, электричество в районах отключилось около 10 часов утра. На данный момент без электроэнергии остались 818 жителей деревень Федюково, Услонь, Потапово, Боборыкино, Коньково, Быковка, Жданово и Плещеева. Также без света осталась и Стрелковская фабрика, расположенная в Подмосковье.
Интересно, а готово ли наше Подмосковье к очередной серии летних торфяных пожаров? Не повторится ли катастрофическая ситуация июля-августа в 2010 года вновь? Ведь, как известно, о таких вещах специальным службам нужно думать заранее.
Руководитель противопожарного проекта "Гринпис России" Григорий Куксин считает, что от повторения ситуации лета 2010 года мы не застрахованы. "К сожалению, практически неготовы, — отмечает "гринписовец" в интервью "Экологии Севера". — Готовность в целом не выше, а может, даже и ниже по каким-то вопросам, чем она была в 2010 году".
По его мнению, пожары 2010 года анализировалась очень некачественно и необъективно. "В качестве основных причин той ситуации, которая была, называлась аномальная жара, погодные условия, вызвавшие такие последствия. Это неправда, — утверждает Григорий Куксин, и объясняет, почему: "Во-первых, количество пожаров было не такое уж запредельное с точки зрения статистики. Просто пришлись они на Центральную Россию".
Основную причину катастрофы он видит прежде всего в ряде ошибок, которые были допущены органами власти. "В первую очередь, это реформирование лесного хозяйства и пожарной охраны, которое привело к их теперешнему состоянию и тотальное постоянное стремление искажать, занижать информацию о пожарах, прятать пожары на той стадии, когда их можно было потушить", — поясняет эколог, напоминая, что 2010 год начинался как любой другой год с весенних пожаров, полос сухой травы, от которой загорелись торфяники еще в мае месяце. "В июне площадь пожаров была такая, что их надо было тушить всеми имеющимися силами с введением режима чрезвычайной ситуации, — уверен Григорий Куксин. — Вместо этого во всех сводках во всех официальных данных значилось, что пожаров нет или что они не выходят за средние многолетние значения. Поэтому государственная реакция была с очень большим запозданием больше, чем на месяц"
Что в итоге, по его словам, привело к катастрофическим последствиям. "Искажение информации, занижение площадей пожаров — в результате опаздывание с реагированием, гибель людей непосредственно на пожарах и колоссальные потери населения из-за задымления. Даже по оценкам Росстата не менее чем на 55 тысяч человек увечилась смертность из-за задымления в Центральной России", — отмечает представитель "Гринписа".
"И повторяться это неизбежно будет. Потому что все (негативные) тенденции сохранились и, к сожалению, все эти ошибки не признаны", — констатирует эколог, отмечая, что многое будет зависеть от того, как пройдет весна. "Если гореть будет сильно, если траву будут жечь много, то скорей всего опять войдем с горящими торфяниками, с горящими лесами и, скорей всего, ситуацию не удержим", — признает Григорий Куксин.