В нашей стране такие пространства, что в них застывает время. Огромность и того, и другого не позволяет этим философским категориям конкретизироваться, стать чем-то осязаемым. Поэтому не дороги на наших территориях, а - направления. О секундах поэтому мы думаем все-таки свысока: время - то стоит. Многие вещи по этой причине не меняются столетиями. «Кофе-машина?» - уважительно спрашивали проводников иностранные туристы в поездах до Саранска, показывая на титан для нагрева воды. Местные на это улыбались.
Быть может, поэтому самые улыбчивые люди во время чемпионата мира по футболу жили в Саранске. По неофициальной статистике, из 1000 жителей улыбались 950. Что делали остальные - не сообщается. Может, были заняты смехом без причины. Полагая, что это две большие разницы, статисты в число улыбающихся их не включили.
Насколько улыбчивы саранчане сейчас - вопрос открытый. С отъездом последнего зарубежного болельщика информация на эту тему не встретилась. Улыбок, может быть в России, стали меньше, но совсем не исчезли.
Человек улыбающийся - самый верный признак того, что он - разумный. Даже благороднейшее из животных умеет только ржать. Но ржание людское говорит скорее об ущербности пережитой эмоции. Внезапное, как выстрел из чеховского ружья, оно шутку убивает наповал. Легкая улыбка, едва трогающая уголки губ или глаз, скажет о чувстве юмора куда больше, чем какое-нибудь зычное «Гы-ы». Очень легко дарят улыбки дети, порой того не сознавая. Кто из вас не улыбнется сейчас на такой их серьезный вопрос: «Вот если ни в одной стране нет министерства атаки - для чего тогда всем нужны Министерства обороны?». А взять бы, да и в самом деле поставить граждан призывного возраста не под ружье, а - под улыбку? Психическая атака выглядела бы так: под переливы флейты бегут друг на друга белые и красные с обезоруживающей улыбкой.
Армии, коль они уже есть, хорошо бы не вооружать, а воулыбать. Изменить приказы и команды: «Равнение - на улыбку!», «С улыбкой - шагом марш!», «На улыбку - становись!». Провести широкомасштабные, с привлечением союзников и противников, учения в произнесении слова «сы-ыр». Мир изменится в лучшую сторону, когда на экране будет не «Человек с ружьем», а «Человек с улыбкой».
Разучиться улыбаться никто не сможет: улыбка свыше нам дана.
Но есть город, а в нем - человек такого труда, который эту истину делает не столь категоричной. Никогда не улыбнется на рабочем месте омский кондуктор. Хорошее отношение к представителю профессии это не отменяет, потому что в здешних автобусах при сорокаградусном морозе с крыш спокойно капает вода. Если рассказать об этом в прозе - кто поверил бы тогда?
Никто и никогда не улыбнется в омском метро, но вот говорят о нем с улыбками всех существующих видов: «Метро нет, но мы держимся!». Диапазон по-разному улыбающихся лиц широк - от сострадательных до все еще на что-то надеющихся.
Довольно высокий московский гость господин М. в недавний свой приезд по поводу «омского метро» улыбался снисходительно. А потом недостроенный аэропорт в Федоровке, тоже, разумеется, омский, предложил приспособить под трассу «Формула-1». В общем, «Остапа несло, а Васюкинские шахматисты внимали ему с сыновьей любовью».
Если вместо великих шахматистов назвать имена выдающихся пилотов «Формулы 1» - будут чистые «Двенадцать стульев»: «Приезд Михаэля Шумахера, Айртона Сенны, Алена Проста, Себастьяна Феттеля, Фернандо Алонсо Диаса, Хуана Мануэля Фанхио, Ники Лауда - обеспечен».
Не смеха ради - улыбки для: приезжайте в Омск! Здешняя жизнь проверит все 53 мышцы вашего лица на готовность к разным видам улыбки. Говорят, их 19. В этом славном городе у каждой улыбки еще по 50 оттенков.
Омичи найдут, как улыбнуться на вопрос иностранца про монорельсовый трамвай. Он за полтора столетия тоже не изменился.