Общественно-политическое издание

Как русский генерал в XIX веке добывал секреты американской "оборонки"

05 ноября 2019 15:19

В ноябре 1862 года американский изобретатель Ричард Джордан Гатлинг получил патент на скорострельное стрелковое оружие, которое было названо им Revolving Battery Gun. Картечницей Гатлинга ("пулеметом" это оружие называть некорректно — принципы работы различаются) одной из первых заинтересовалась Россия.

Но интерес этот был довольно специфическим и заключался он не просто в покупке изобретения доктора Гатлинга (он был врачом по образованию).

Вообще, надо сказать, что в американской армии не сразу заинтересовались изобретением Гатлинга. Вполне вероятно, по той причине, что военное ведомство было сосредоточено на других, более важных делах — шла Гражданская война. Ограниченная партия картечниц хоть и поступила в войска северян, но в реальном бою практически не использовались.

Причина была как в стоимости самих "ганов" (стоимость одной картечницы равнялась стоимости 50 винтовок). А еще генералов смущала скорость, с какой изобретение Гатлинга расходовало боеприпасы. Так что на вооружение американской армии картечницы были приняты только в 1866 году.

Спустя некоторое время о новинке стало известно в России. Военное ведомство Российской империи решило закупить партию картечниц Гатлинга. Для этого на завод-изготовитель (фабрику Кольта) в США отправили делегацию во главе с членом артиллерийского комитета генералом Александром Горловым. Но в его задачу входил не только и даже не столько контроль за производством картечниц.

Горлову было поручено самым тщательным образом изучить процесс производства картечниц, дабы затем можно было организовать их производство на российских заводах. Действовал генерал довольно бесхитростно — американцы быстро поняли, что его интерес к деталям производства вовсе не от праздности и безделия.

Гатлинг, правда, предусмотрел такой вариант. По его настоянию, в контракт включили пункт о том, что Россия обязывается приобрести не менее сотни экземпляров картечниц. А потом получала полное право на лицензионное производство.

Поездка Горлова, впрочем, оказалась небесполезной. В России в конструкции картечницы были внесены существенные изменения — и при участии самого генерала, и других специалистов.

На вооружение российской армии картечницы поступили в 1871 году. Но в полевых войсках они не задержались — спустя пять лет они были переданы для размещения в крепостях.

Читайте также:

Почему пулеметы "Максим" в России "записали" в артиллерию

Первая атака танков: как британцы до смерти напугали немцев

Горлицкий прорыв: как русская армия потеряла в Галиции все, что завоевала в 1914 году

Бой капитана Павлика: единственная попытка отпора немцам при оккупации Чехословакии

Редакция
Популярное