В правление великого князя московского Василия II Дмитриевича русские княжества почти на три десятилетия оказались охвачены гражданской войной. Права на престол пятого сына Дмитрия Донского оспаривали его двоюродные братья. А кроме того, в 1440 году на литовский престол вступил Казимир Ягайлович, который вскоре начал ожесточенную борьбу с "прорусской" партией в Литве.
Одним из противников Казимира оказался князь Юрий Семенович. Или Лугвеньевич, поскольку его отцом был правивший в городе Мстиславль литовский князь Лугвений. Который в крещении был назван Семеном.
Каким бы ни было отчество князя Юрия, правил он преимущественно в русских городах. Юрий Семенович играл заметную роль во время "Смоленской замятни", и даже сумел отбить первое нападение войск Казимира. Потом бежал в Москву, затем примирился с Казимиром, получив от него в управление Мстиславль.
В 1447 году литовский князь Казимир стал еще и польским королем Казимиром IV. И это стало еще одной причиной для ухудшения отношений с "прорусской" партией.
Полоцкое княжество | 1307 год |
Минское княжество | 1326 год |
Волынское княжество | 1340 год |
Черниговское княжество | 1355-1356 годы |
Киевское княжество | 1362 год |
Смоленское княжество | 1404 год |
Следует отметить, что название это условное. И представители этой "партии" вовсе не желали сменить литовского князя на московского. То есть они, конечно, время от времени уезжали в Москву, когда конфликты с литовскими правителями становились совсем уж острыми.
Эти князья, как видно на примере Юрия Семеновича, происходили из литовской знати, но правили преимущественно землями, которые ранее были русскими княжествами. Соответственно, они (в большинстве) перенимали обычаи своих подданных. И веру в том числе. Хотя главная причина недовольства заключалась в том, что литовские феодалы оказывались в приниженном положении по сравнению с феодалами польскими.
В то же время правители польско-литовского государства искали поддержку среди польской знати и католической церкви. В том числе и потому, что им приходилось вести борьбу с князьями в русских землях.
Условно "прорусскую" партию возглавили родственники Казимира Михаил Сигизмундович и Свидригайло Ольгердович.
Путаницу в ситуацию вносило и то обстоятельство, что поддержки Казимира IV искали Новгород и Псков. В нем они видели гаранта от притязаний московского князя.
В результате Василий II сосредоточился именно на действиях против Новгорода и Пскова. Он добился того, что в 1456 году Новгород признал зависимость от Москвы.
Но одновременно московский князь произвел своего рода "размен". Дабы сдержать притязания Казимира IV, Василий II взял на себя обязательства более не поддерживать "прорусскую" партию. Более того, московский князь согласился признать власть польского короля в русских землях, в том числе и в Смоленске.
Такова была цена того, что Казимир не стал активно вмешиваться в борьбу Москвы и Новгорода. Хотя, как показали дальнейшие события, это было лишь временное решение. И противоречия между правителями двух самых сильных государств Восточной Европы еще дадут о себе знать.
На фото: Тракайский замок, резиденция правителей Литвы
Читайте также:
"Великая замятня": как Смоленск восстал против Литвы
Битва на Синих Водах: как Литва подчинила Южную Русь и стала соперником Москвы
Почему русские 110 лет не могли отбить Смоленск у Литвы
Битва на Ворскле: сражение, которое могло изменить историю России и Литвы