В марте 1812 года сотрудник Российско-Американской компании Иван Кусков основал в Северной Калифорнии поселение, которое позже было названо Росс. Поселение было обнесено деревянной стеной, а потому русские стали называть его крепостью Росс. Американцы позднее назвали ее Форт Росс.
Понятно, что основание поселения не было личной инициативой Ивана Кускова. "Добро" дал правитель русских поселений в Северной Америке Александр Баранов. Он обеспечивал и своего рода "прикрытие". Дело в том, что о своих интересах в Северной Калифорнии активно заявляли англичане и испанцы.
Последние даже в большей степени, поскольку Южная Калифорния была в числе колоний Испанского королевства. Правда, реального присутствия испанцев на севере будущего американского штата не было. Что облегчало задачу русским по отстаиванию прав на поселение Росс.
Конечно, пришлось договариваться с истинными хозяевами этих земель — индейцами. Но здесь все обошлось мирно. Право на поселение было приобретено за три одеяла и три пары штанов, а также несколько мотыг, топоров и ниток бус.
Собственно, на то, что индейцы в Северной Калифорнии испанцам не подвластны, а потому никаких прав на эту территорию у них нет, и напирали русские. В Мадриде были недовольны, но на обострение конфликта решили не идти.
В 1816 году русская делегация и испанская администрация Калифорнии провели переговоры относительно поселения Росс. Ничего конкретного достигнуть не удалось. Кусков заявил, что без приказа руководства не уйдет. А руководство такой приказ отдавать не собиралось.
Статус-кво сохранялся до изгнания испанской администрации из Мексики. Власти нового государства тоже предприняли попытки ликвидации русского поселения. Но исключительно дипломатическим путем, не прибегая к военной силе. Ничего не получилось, как и у предшественников мексиканцев.
Правда, надо заметить, что и в Петербурге отказывались официально помогать Российско-Американской компании, ссылаясь на то, что с Мексикой нет дипломатических отношений. Так что все споры решались, так сказать, на местном уровне.
В 1835 году Российско-Американская компания направила в Мехико барона Фердинанда Врангеля. По итогам переговоров он пришел к выводу, что Мексика готова признать принадлежность поселения России, но в обмен на признание независимости. Николай I этот обмен обсуждать отказался.
А спустя шесть лет колония была продана американцу Джону Саттеру. Причиной был ее убыточность. А поддержка Российской империи ограничивалась в основном подбадривании — тратить казенные деньги на отдаленное поселение в Петербурге не желали.
Читайте также:
Как индейцы едва не остановили русскую колонизацию Аляски
Спор за Аляску: почему в Испании утверждают, что остановили русских