Авиация во время Гражданской войны в России не была чем-то необычным. По "наследству" от Российской империи сначала Временному правительству, а затем и советской власти досталось почти полторы тысячи самолетов.
Причем вполне справедливо сказать, что достались эти самолеты именно советской власти — большая их часть находилась на территории, которую контролировали большевики. Как и предприятия, на которых самолеты производили. Хотя без поставок из-за рубежа возможности производства были сильно ограничены.
У белых возможности изначально были значительно скромнее. Свой авиапарк они пополняли в основном за счет захваченных самолетов. Кроме того, нередки были случаи, когда летчики перелетали от красных к белым. Ситуация сложилась так, что у белых не хватало машин, а у красных — пилотов. Уже к исходу Гражданской войны авиапарк белых пополнился самолетами из Великобритании и Франции, хотя существенного влияния на ход боевых действий они оказать не смогли.
В общем-то, авиация в ходе Гражданской войны по большому счету не играла самостоятельной роли. Сказывались недолговечность самолетов, недостатки их обслуживания, нехватка квалифицированных техников и пилотов.
Однако примеры удачного применения авиации были. В частности, во время наступления белых в Северной Таврии летом 1920 года.
Одной из ударных сил РККА здесь на тот момент была конная группа под командованием Дмитрия Жлобы, которая насчитывала 12 тысяч человек. Сам он, надо сказать, относился к возможностям авиации скептически, подчеркивая, что победу обеспечит храбрость кавалеристов, а не "бензиновая вонь".
В начале июля 1920 года группа бомбардировщиков белых под командованием генерала Вячеслава Ткачева атаковала одну из колонн кавалерийской группы Жлобы. Как вспоминал позднее сам Ткачев, сначала летчики сбросили бомбы, а затем на бреющем полете принялись расстреливать бегущих кавалеристов. Успех был полным — колонна была рассеяна, были брошены тачанки и повозки с припасами.
Атака была настолько удачной, что о ней уже в эмиграции вспоминал и командующий Русской армией Петр Врангель. Он отмечал, что большинство самолетов пришли в полную ветхость и "лишь беззаветная доблесть русского офицера заменяла технику".
Но стоит заметить, что это был лишь один из немногих примеров применения авиации в ходе Гражданской войны. Ни командование белых, ни командование РККА и после этого большой роли самолетам в планировании и проведении боевых операций не отводили. Что, повторимся, во многом было обусловлено объективными причинами.
Читайте также:
Оборона Ханко: пять месяцев под огнем финнов и немцев
Угроза с севера: какую цель преследовали американцы, бомбя Курильские острова
Проект "Звено": воздушные авианосцы советских ВВС
Почему генерал Брусилов критиковал первый русский бомбардировщик