14 июля 1471 года на берегу реки Шелонь сошлись войска великого князя московского Ивана III и новгородское ополчение. Победа в этом сражении имело большое значение для обеих сторон. Но для Новгорода, пожалуй, больше — ведь речь шла о независимости республики.
Новгородские бояре понимали, что противостоять в одиночку московскому князю город не может. В качестве противовеса Москве группа бояр во главе со знаменитой Марфой Борецкой рассматривала Великое княжество Литовское. Правитель этого государства был одновременно польским королем. Так что союз мог бы стать серьезной головной болью для Ивана III.
Проблемой для Новгорода, впрочем, было то, что единства относительно противостояния Москве в городе не было. "Земские люди" (то есть не бояре и их окружение) идти на конфликт с единоверцами и союз с королем-католиком идти не желали. Новгородские бояре же в большинстве ориентировались на союз с Казимиром IV.
Тему союза новгородских бояр с королем-католиком активно использовала в своей пропаганде Москва, представляя Ивана III как защитника православной веры.
К моменту начала боевых действий Казимир IV оказался втянут в борьбу за чешскую корону и никакой поддержки Новгороду не оказал. Новгородцам пришлось рассчитывать только на свои силы.
Тем не менее, Новгороду удалось выставить значительные силы. Не 40000 человек, конечно, как о том писали симпатизирующие московскому князю летописцы, тем самым подчеркивая значимость победы. Значительно меньше. Но силы были все же сопоставимы.
Согласно данным летописей, московское войско насчитывало примерно 5000 человек. На самом деле, скорее всего, было больше — в армии были полки союзных Москве Великого княжества Тверского, Пскова, а также правитель Касимовского ханства Данияр с дружиной. Именно отряд Данияра сыграл важнейшую роль в победе над новгородцами.
Начало битвы было за новгородцами, которые сумели потеснить московское войско. Однако после атаки кавалерии Касимовского ханства новгородцы обратились в бегство. В плен попали почти две тысячи человек, в том числе сын Марфы Борецкой Дмитрий, который был казнен.
По сути, это сражение положило конец независимости Новгорода. Его ополчение не смогло противостоять профессиональной армии московского князя, пусть и уступавшей численно новгородским отрядам. Формально Новгородская республика оставалась независимой еще семь лет. Но всем было понятно, что подчинение Ивану III это только вопрос времени.
Как сын Ивана Грозного отбил у шведов земли в Прибалтике
Как Новгород поневоле стал независимым от Москвы
Как славяне превратили викингов в мирных служащих
Загадки сражения, после которого Александра прозвали Невским