Русский флот только появился, а царь Петр I уже начал продумывать идеи будущих дальних экспедиций. Нельзя сказать, что он был занят только этой идеей. Но нельзя не отметить, с амбициями у первого русского императора все было в порядке.
В ходе войны со Швецией молодой русский флот довольно быстро освоил Балтийское море. Вскоре для русских моряков вполне привычными стали маршруты в Англию и Голландию, где приобретали в том числе корабли для российского флота. Так что не стоит удивляться, почему, скажем, флагман Испанской экспедиции назывался "Девоншир".
Но на организацию этой экспедиции русское правительство сподвигли не жажда морских странствий, а дела куда более прозаические. Дело в том, что правительство Петра I предпринимало серьезные попытки открыть путь в Индию. Попытки добраться до нее по суше окончились трагической гибелью экспедиции поручика Александра Бековича-Черкасского в Хивинском ханстве в 1717 году.
Однако и это не остановила Петра I. Вскоре была снаряжена Ориентальная экспедиция во главе с итальянцем Флорио Беневени. Экспедиция добралась до Бухарского ханства, но далее продвинуться так и не смогла.
Тогда появилась идея достичь Индии по морю. Первоначально планировалось отправить русские корабли на Мадагаскар, чтобы создать там промежуточную базу на пути в Индию. Но реализовать эту идею не удалось — корабли уже было отправились в плавание, но из-за технических проблем вернулись в Ревель.
Из-за Мадагаскарской экспедиции была отложена экспедиция в Испанию. Подготовка к ней возобновилась в марте 1724 года. В конце концов, к плаванию подготовили три корабля: линкор "Девоншир" и два фрегата "Декронделивде" и "Амстердам-Галея". Причем фрегаты предполагалось в Испании продать.
Испанская экспедиция готовилась в глубочайшей тайне, в документах не указывали конечный пункт назначения. Конечно, в данном случае речь шла не о создании базы, а об установлении торговых отношений и демонстрации русского флага.
Экспедиция отправилась в путь мае 1725 года, уже в правление супруги Петра I императрицы Елизаветы I. Русские корабли благополучно достигли испанского порта Кадис. Обратно они вернулись в мае 1726 года.
Фрегаты, к слову, продать так и не удалось. Однако это была первая успешная дальняя экспедиция русского флота. Но после этого русские корабли не плавали так далеко почти 40 лет.
Читайте также:
Старший брат: как царь Федор III проложил дорогу реформам Петра I
Как союзник предал Петра I, а царь ему потом все равно помог