Владимир Клавдиевич Арсеньев сейчас известен прежде всего как автор приключенческих книг "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", в которых рассказал о своих экспедициях по Уссурийской тайге вместе со своим другом и проводником нанайцем Дерсу Узала. Но это только часть наследия этого без преувеличения выдающегося человека.
Хотя Владимир Арсеньев закончил только юнкерское училище, сфера его научных интересов была чрезвычайно обширной — от картографии до лингвистики. Во Владивосток он прибыл в 1900 году и в течение нескольких лет в составе охотничьей команды совершил множество экспедиций по краю. И о его походах много говорили и в прессе, и в научной среде.
А потому, когда в 1905 году приамурский губернатор Павел Унтербергер задумал организовать экспедицию для изучения хребта Сихотэ-Алинь, он нисколько не колебался, когда предложил возглавить мероприятие штабс-капитану 29-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Владимиру Арсеньеву.
На самом деле, экспедиция эта имела не только научное значение. Сихотэ-Алинь был практически не исследован. И властей этот факт вызывал большую озабоченность.
Дело в том, что совсем недавно закончилась русско-японская война. И закончилась она, как известно, поражением Российской империи. В то же время знаний о военно-географических особенностях Уссурийского края было не то что мало, они по сути отсутствовали.
Вот почему российские власти озаботились работой над укреплением дальневосточных сухопутных и морских границ империи. Требовалось собрать множество данных — о местном населении, о возможных масштабах деятельности разведок других государств (прежде всего Японии), географических и так далее.
Разумеется, занималась этим не только экспедиция штабс-капитана Арсеньева. Но ему, как опытному путешественнику, была поручена одна из наиболее сложных задач — исследовать хребет Сихотэ-Алинь.
Арсеньев возглавил три экспедиции — в 1906, 1907 и 1908-1910 годах. Количество разнообразных материалов, собранных участниками экспедиции, было огромным.
Впоследствии Арсеньев подготовил несколько докладов по итогам этих экспедиций. Но к сожалению, многие из собранных им материалов так и остались недоступными для общественности. В частности, в конце 1940-х годов бесследно исчезла рукопись книги "Страна Удеге", над которой Владимир Арсеньев работал 27 лет и которая так и не была опубликована.
Читайте также:
"Огненный рейс": кругосветное плавание советского ледокола во время войны
Почему японские генералы не хотели осаждать Порт-Артур, а русские - не предотвратили осаду
Вторжение Антанты в Россию: что это было?
Волочаевские дни: как белые потеряли шанс удержаться на Дальнем Востоке