В ноябре-декабре 1813 года армии союзников — России, Пруссии, Австрии, Швеции — остановились на Рейне. Российский император Александр I был сторонником наступления на Францию, причем без промедления. Но остальные союзники медлили. И в конце концов приняли план наступления, но чрезвычайно осторожного. Что было только на руку Наполеону.
В конце декабря 1813 года — начале января 1814 года армии союзников вступили на территорию Франции. Силезской русско-прусской армией командовал генерал-фельдмаршал Гебхард фон Блюхер. Главной армией союзников командовал австрийский фельдмаршал Карл Шварценберг. У союзников было порядка 200 тысяч человек, у французов — 70 тысяч человек.
Союзники следовали своей обычной тактике — избегать сражений с самим Наполеоном, атаковать только его маршалов. Но при этом они совершили ошибку, распылив свои силы.
В начале февраля император французов начал кампанию, которая получила название Шестидневной войны Наполеона. Это была одна из самых блестящих кампаний знаменитого полководца.
Главным противником Наполеона в это время стала Силезская армия Блюхера. Прусский генерал-фельдмаршал не успел собрать свои силы в кулак. И хотя войск у французов было меньше, их командующий атаковал корпуса Силезской армии по частям. И неизменно одерживал победы. В четырех сражениях в течение нескольких дней Силезская армия была поставлена на грань полного поражения.
Происходящее обескуражило союзное командование. И Наполеону был предложен мир. Согласно его условиям, Франция оставалась в границах на момент начала революционных войн. Однако император с этим предложением не согласился — он требовал, чтобы границы его государства проходили по Рейну. Боевые действия возобновились.
Наполеон рассчитывал разбить Силезскую армию союзников и выйти в тыл Главной армии. И если не разбить их полностью, то хотя бы принудить к отступлению. Однако он переоценил свои силы и недооценил противников. Наполеон, например, полагал, что они не решатся наступать на Париж, когда он находится в тылу их армий.
Эта оценка оказалась неверной — в конце марта 1814 года армии Блюхера и Шварценберга двинулись к Парижу. Узнав об этом, Наполеон понял (хотя и не сразу с этим смирился), что кампания проиграна, несмотря на все его предыдущие успехи.
Читайте также:
Как Суворов "спас" карьеру будущего маршала Франции