В феврале 1918 году на Кубани было провозглашено независимое государство — Кубанская народная республика. Это было продолжение процессов, последовавших после падения Российской империи. "Парад суверенитетов" был в самом разгаре…
Правда, правительство этой "республики" поначалу не обладало способностями влиять на текущие события. Рядовые казаки в массе своей к провозглашению "независимой республики" отнеслись спокойно, если не сказать — равнодушно. Во всякой случае пополнять ряды вооруженных сил "республики" они не стремились.
А нужда в вооруженной поддержке была и очень большая. Дело в том, что в это время в Причерноморье и на Кубани активную деятельность развернули большевики. И уже 1 марта 1918 года отряды Красной гвардии заняли "столицу" Кубанской народной республики Екатеринодар.
В силу того, что в одиночку противостоять большевикам правительство "Кубанской народной республики" и Кубанская рада не могли, они пошли на соглашение с Добровольческой армией. Объединенные силы возглавил генерал Лавр Корнилов.
Однако ситуация начала меняться только после того, как казаки начали выступать против большевиков, которые начали проводить политику "расказачивания".
Но очень скоро стали проявляться и противоречия между командованием Добровольческой армии и лидерами "республики". Командующий Вооруженными силами Юга России А. И. Деникин рассматривал Кубань как неотъемлемую часть России. В кубанском же правительстве с раздражением воспринимали попытки вмешательства командования белых в дела Кубани.
В июне 1919 года противоречия поставили ВСЮР и кубанское правительство на грань разрыва. 13 июня 1919 года на Южно-русской конференции глава Кубанской краевой рады Николай Рябовол выступил с речью, в которой резко критиковал Деникина. Спустя несколько часов он был застрелен в холле отеля "Палас" сотрудником Осведомительного агентства (ОСВАГа), контрразведки Вооруженных сил юга России.
Этот инцидент чрезвычайно возмутил кубанцев. Кубанские казаки начали покидать подразделения ВСЮР. Если в конце 1918 года в войсках Деникина их было почти 69 процентов, то к началу 1920 года осталось едва ли десять процентов. А это, в свою очередь, стало одной из причин поражения белых. Да и Кубанская народная республика тоже долго не продержалась. Пала она практически одновременно с поражениями Вооруженных сил юга России.
Читайте также:
Как генерал Марков спас белое движение на юге России
Рейд Мамантова: почему Врангель требовал суда на генералом
Альтернатива: что предлагал Врангель Деникину вместо похода на Москву