В царствование Петра I широкое распространение получила практика "слова и дела государева". Разумеется, это не было изобретением Петра Алексеевича. О "слове и деле государевом" говорилось еще в Соборном уложении 1649 года. Но именно в годы правления царя-реформатора подобная практика получила значительное распространение.
На самом деле, это было связано как раз с петровскими реформами. Дело в том, что в правление Петра Великого всякое словесное оскорбление величества или хотя бы неодобрительные слова о действиях царя стали государственным преступлением, которое наказывалось чрезвычайно сурово, вплоть до смертной казни.
Понятно, что критиков петровских реформ в Русском государстве хватало. Но дело было еще и в том, что эта критика могла стать причиной действий. Или, если можно так сказать, саботажа относительно выполнения распоряжений государя.
Более того, была предписана обязанность доносить о преступления против царя. Если кто-либо пытался утаить ставшие ему известные крамольные речи, то его тоже ждала смертная казнь.
Согласно распоряжениям Петра, тех, кто заявлял о "слове и деле государевом", равно как и тех, на кого это "слово" заявлялось, следовало доставлять в Преображенский приказ, своего рода "тайную полицию", который занимался расследованием преступлений против государства и особы государя.
Правда, посадских людей, сказавших "слово и дело", предписывалось сначала все же допросить, дабы установить, не оговорили они кого по злому умыслу или случайно.
Разумеется, расплывчатость определений того, что считать "оскорблением величества" и "злоумышлением против государя" привело к значительному росту злоупотреблений. Часто по "слову и делу" в Преображенский приказ тащили людей, которые были совершенно ни в чем не виноваты.
Да и самого Петра в буквальном смысле слова завалили доносами. В конце концов, он распорядился, чтобы ему сообщали только о подготовке покушений на его особу, бунта или измены.
Доносы по "слову и делу" стали настоящей проблемой для общества того времени. Никто не был уверен в том, что и сам не окажется под подозрением. А поскольку недоносительство тоже жестоко каралось, проблема усугублялась еще более.
Ограничить практику доносов попыталась Екатерина II в самом начале своего царствования. Одним из своих указов она отменила практику "слова и дела". Тех же, кто произнесет такие слова, следовало наказать, как полиция "наказывает озорников".
Однако сама практика доносов не была свернута. Ввели только некоторые препятствия для оговоров. В частности, было запрещено доносить без доказательств преступления. А если таковых не было, то доносчика следовало посадить под арест без воды и пищи на двое суток. Если же он и после этого продолжал настаивать, то только тогда властям следовало приступать к разбирательствам.
Читайте также:
Как Петр I боролся с коррупцией и что из этого вышло
Как племянница Петра Великого стала герцогиней Курляндии
Как фаворит Петра Великого стал академиком и молчал об этом всю жизнь
Секретная экспедиция: зачем русские корабли тайно отправились в Испанию