Михаил Михайлович Сперанский в первые годы правления Александра I занимал высокие государственные посты и был одним из главных сторонников проведения либеральных реформ в государстве. Врагов он себе нажил множество и в 1812 году был отправлен в отставку и сослан в Пермь. Казалось, падение бесповоротное. Но не тут-то было.
Император ценил Сперанского — и было за что. Михаил Михайлович был весьма талантливым государственным деятелем, если не сказать выдающимся. И Александр I вполне это понимал. Как понимал и то, что такими людьми не разбрасываются. И держать такого человека как Сперанский сначала в ссылке, а потом под надзором в имении было бы "расточительством".
И 1816 году Александр I возвращает Михаила Сперанского на государственную службу. Михаил Михайлович был назначен пензенским гражданским губернатором.
В Пензе Сперанский провел менее трех лет, успев за это время снискать большую популярность среди жителей губернии. Он быстро навел порядок, заработав репутацию "благодетеля края". Судя по всему, и император обратил на сей факт внимание.
Потому что в марте 1819 года Михаил Михайлович неожиданно получил назначение на новую должность. Причем весьма важную — сибирского генерал-губернатора. Александр I поручил ему провести ревизию в сибирских губерниях.
В Сибири узнали о назначении Сперанского и о том, что ему поручено. Известие об этом произвело ошеломляющее впечатление на сибирских чиновников.
Сообщали, что приближенный к иркутскому губернатору Николаю Трескину чиновник сошел с ума, узнав, что в город скоро приедет Сперанский. Другой в припадке белой горячки бросился в реку, был спасен, но вскоре все равно умер.
Предшественник Сперанского на посту генерал-губернатора Сибири Иван Борисович Пестель (отец одного из лидеров декабристов Павла Ивановича Пестеля) должен бы был находиться в Иркутске, столице генерал-губернаторства. Однако предпочел Санкт-Петербург.
А Сперанский, прибыв в Иркутск, записал свою знаменитую фразу: "Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить".
Слабый контроль за деятельностью сибирских чиновников послужил благодатной почвой для массовых злоупотреблений. Сперанский энергично принялся наводить порядок: были отстранены от всех должностей И. Б.Пестель, томский и иркутский губернаторы, 48 чиновников отдали под суд, почти 700 — оштрафованы.
Хотя всего, что задумывал, Сперанский сделать не смог — его полномочия были ограничены. Он и сам это понимал, сообщив в конце января 1820 года императору, что закончить дела в Сибири сможет к маю того же года. Однако Александр I предписал Сперанскому оставаться в Сибири до марта 1821 года, чем немало его расстроил. Но после этого Михаил Михайлович все же вернулся в Санкт-Петербург.
Читайте также:
Как лучший дипломат Петра I поссорился с фаворитом императора
Как Павел I боролся с привилегиями дворян
Поворот сибирских рек: откуда взялась эта идея
Как теоретик анархизма Кропоткин помог России сохранить полярные острова