Галлиполийская кампания 1915 года стала одной из величайших военных катастроф Первой мировой войны. Первоначальный план состоял в том, чтобы направить флотилию старых военных кораблей через проливы Дарданеллы и в Марморское море. Морские орудия должны были разрушить турецкие крепости по обе стороны пролива, а минные тральщики расчистить путь для кораблей. Пройдя через проливы, они должны были блокировать или обстрелять Константинополь, что привело бы к краху Османской империи. Когда морская операция застопорилась, были отправлены экспедиционные силы для захвата полуострова Галлиполи. Но высадка закончилась тупиком, а союзные войска оказались на ненадежных плацдармах, где условия были такими же мрачными, как на Западном фронте. 132 000 британских, французских, новозеландских, австралийских и индийских солдат были убиты или ранены, прежде чем кампания была отменена.
Особенно противоречивым аспектом этого дела была роль, которую сыграл Уинстон Черчилль. Будучи первым лордом Адмиралтейства, он был ключевой фигурой в зарождении кампании и ее самым горячим сторонником. Когда все пошло не так, он стал удобным козлом отпущения, но степень, в которой следует возлагать на него вину, с тех пор остается предметом споров.
Галлиполи породил два конкурирующих нарратива, один из которых глубоко враждебен Черчиллю, а другой очень благоприятен. Недоброжелатели Черчилля утверждали, что он был безрассудным стратегом-любителем, который ухватился за идею морского нападения, не понимая всех связанных с этим трудностей. Игнорируя предупреждения своих военно-морских советников, он склонил Военный совет к согласию, заверив их, что адмиралы полностью поддерживают план. В конце концов он перестарался, спровоцировав первого морского лорда, адмирала Фишера, на отставку в знак протеста. Отныне Черчилль стал политиком с ярким пятном на послужном списке.
Античерчиллевская позиция повлекла бы за собой все, если бы не неутомимое сопротивление самого Черчилля. Воспользовавшись своими грозными способностями оратора, журналиста и историка, он начал неустанную кампанию самооправдания. Он утверждал, что морская атака была начата при поддержке адмиралов и была бы успешной, если бы не медлительность других. Еще более амбициозно он утверждал, что, возможно, Галлиполи был выигрышным ударом в войне, который мог бы предотвратить трагедии Соммы и Пашендаэля.
Как версия в пользу Черчилля, так и версия против него основывались на обрывочных и порой сомнительных доказательствах. В конечном итоге, однако, версия в пользу Черчилля оказалась более хрупкой из двух. Подробно изложенная во втором томе книги Черчилля "Мировой кризис" (1923), она завоевала определенную симпатию к его версии.
Именно превращение Черчилля в национального героя во время Второй мировой войны заставило замолчать сомневающихся и утвердило его в народной памяти как гения Дарданелл.
Справка:
Галлиполийская кампания — это масштабная военная операция, которая проходила с 19 февраля 1915 года по 9 января 1916 года во время Первой мировой войны и была запущена странами Антанты, в основном Британской империей, по инициативе Уинстона Черчилля. Цель операции заключалась в захвате Стамбула, выводе Османской империи из войны и открытии морского пути в Россию. Однако британские войска потерпели поражение.
Адмиралтейство — это высший орган управления военно-морскими делами, в том числе военным судостроением, который существовал в некоторых странах с XVII по XX века.