После того, как хан Золотой Орды Тохтамыш был разбит армией Тамерлана в 1395 году, в русских княжествах с ужасом ожидали вторжения нового завоевателя. По не совсем понятным причинам Тамерлан на Русь не пошел (был разорен только Елец). И московский князь Василий Дмитриевич решил, что настал удобный момент для того, чтобы прекратить выплату дани.
Тем временем, в Орде после поражения Тохтамыша вновь началась междоусобица. Власть Тохтамыша оспаривал Тимур-Кутлуг, которого поддержал эмир Едигей. В конечном итоге после упорной борьбы союзники одолели Тохтамыша.
А фактическим правителем Орды стал Едигей. Однако как и ранее Мамай, он не был из рода Чингис-хана. А следовательно, не мог быть правителем Орды. И как и Мамай, он менял на престоле ставленников, фактически будучи хозяином Золотой Орды.
Едигей, надо заметить, был весьма неглупым государственным деятелем. Он понимал, что Орда с каждым годом все труднее противостоять Московскому и Литовскому княжествам. Да, он разбил литовского князя Витовта в битве на реке Ворскла в 1399 году. Но постоянная угроза усобиц сильно ослабляла Орду. А потому Едигей попытался стравить Витовта и Василия Дмитриевича, московского князя.
Литва и Москва действительно начали боевые действия. Правда, велись они не так, чтобы активно, то больших сражений стороны дело не доводили. И в конце концов Едигей решил, что пора прекращать дипломатию — он вознамерился атаковать русские земли и привести их к покорности.
Большой поход был начат осенью 1408 года. Значительного сопротивления армия Едигея не встречала и разорила множество сел и городов, в их числе Дмитров, Переславль-Залесский, Нижний Новгород и другие.
В конце ноября отряды ордынцев подошли к Москве. Василия Дмитриевича в городе не было — вместе с семьей он уехал в Кострому под предлогом сбора войск.
Однако захватить Кремль, как Тохтамышу в 1382 году, Едигею не удалось. Осада продолжалась три недели, после чего эмир узнал о новом сопернике, выступившим против него в Орде. В результате он поспешно отступил от Москвы. Но при это получил большой выкуп — 3000 рублей. Более в русские земли Едигей не возвращался.
Читайте также:
За что Тохтамыш благодарил Дмитрия Донского
Битва на Ворскле: сражение, которое могло изменить историю России и Литвы