Джузеппе Верди, знаменитый композитор таких известных опер, как "Аида", "Дон Карлос", "Риголетто" и "Отелло", провел свое последнее Рождество и Новый год в миланском Гранд-отеле. Несмотря на 87-летний возраст, Верди был в добром здравии, но он часто задавался вопросом, почему он еще жив. Хотя он уже не мог совершать долгие прогулки, которые ему нравились, на одной из фотографий он запечатлен в черном пальто и шляпе, просматривающим газету, когда проходил мимо Ла Скала.
Его либреттист и близкий друг, Арриго Бойто, назвал старость Верди "олимпийской". Однако утром 21 января, когда Верди одевался, с ним случился инсульт, и он потерял сознание. Он так и не пришел в себя и скончался без десяти три утра 27 января, у его постели находились приемная дочь Мария и сопрано Тереза Штольц.
Когда весть о его кончине распространилась, у отеля собрались толпы людей, а улицы были устланы соломой, чтобы заглушить шум лошадей и карет. Магазины в Милане закрылись на три дня, а Ла Скала и другие театры закрылись в знак траура. Итальянский парламент оплакивал потерю Верди, назвав его "героическим символом нашего Рисорджименто" и "одним из высших проявлений национального гения".
Верди оставил распоряжение о простом погребении на городском кладбище Милана рядом со своей женой Джузеппиной. Он просил устроить скромную церемонию прощания без музыки, пения и цветов. Его пожелание было выполнено, но глубокое уважение и любовь итальянцев к Верди стали очевидны, когда утром 30 января толпа пела "Va, pensiero", хор из его оперы "Набукко", когда проезжал катафалк. Песня "Va, pensiero" стала своего рода национальным гимном новой Италии, олицетворяя ее стремление к свободе от иностранного господства.
26 февраля, после месяца траура, гроб Верди и его любимой жены был перенесен в недавно построенный Casa di Riposa per Musicisti, также известный как Дом отдыха музыкантов. Это событие было ничем иным, как государственными похоронами, и процессия представляла собой незабываемое зрелище. Примерно 300 000 человек собрались на улицах Милана, чтобы отдать последние почести. Огромная похоронная карета, запряженная шестеркой величественных лошадей, возглавляла процессию, за которой следовала длинная колонна видных политиков, сановников и представителей иностранных государств. Официальные лица из многих итальянских городов также присоединились к процессии. Шесть карет несли цветочные дары и венки — свидетельство любви и восхищения, которые Верди заслужил за свою жизнь.
Как отмечает издание "History today", траурная процессия не обошлась без музыкального сопровождения. Покидая кладбище, хор из 800 голосов под управлением знаменитого Тосканини запел "Va, pensiero". Скорбная мелодия эхом разнеслась по улицам Милана, трогая сердца всех, кто ее слышал. Наконец процессия достигла места назначения, Каза ди Рипоза, где ее встретили "Miserere" из оперы "Троваторе".
Жизнь Верди пришлась на золотой век музыки, когда он делил свое время с другими великими композиторами, такими как Бетховен, Вагнер, Брамс и Чайковский. Однако Верди пережил их всех, став свидетелем создания современной Италии как независимой страны. Его преданность этому делу была непревзойденной, и он способствовал росту националистических настроений в Италии. Хотя возникают вопросы о том, насколько его ранние оперные успехи апеллировали непосредственно к итальянскому национализму, очевидно, что его произведения стали символами итальянской гордости. Верди был избран в первый итальянский парламент в 1861 году, хотя он редко посещал его. Почитание, которое он получил от своих соотечественников, было вызвано не только его музыкальным гением, но и тем, что он стал олицетворением итальянской национальной гордости.