Летом 1806 года общественная и художественная жизнь Вены была подавлена войной с Францией. Однако с наступлением зимы город оживился. Франц Клемент, знаменитый скрипач, друг Бетховена и руководитель оркестра Венской оперы, провел первый крупномасштабный оркестровый концерт сезона. Бетховен в спешке сочинил скрипичный концерт специально для этого события.
В течение того лета Бетховен провел некоторое время в загородном доме своих венгерских друзей-аристократов, семьи Брунсвик, где познакомился с их очаровательными и восхитительными старшими дочерьми, Терезой и Жозефиной. Он испытывал особенно теплые чувства к Жозефине, которая овдовела, и она отвечала ему взаимностью. Они обменивались ласковыми письмами, и Бетховен даже сделал ей предложение, но она отказалась.
Позже Бетховен отправился в силезское поместье своего покровителя князя Лихновского, где в ярости увидел, что князь развлекается с французскими офицерами. В порыве гнева Бетховен бросился искать комнату в ближайшем городе. "Были и будут тысячи князей", — сказал он позже, — "есть только один Бетховен". Позднее Гете опишет его как "совершенно необузданную личность".
Скрипичный концерт стал одним из результатов колоссального извержения творческой энергии Бетховена в 1803 году, когда были созданы третья симфония ("Эроика"), фортепианная соната "Апассионата", опера "Фиделио", квартеты Разумовского, четвертый фортепианный концерт и четвертая симфония. Хотя на момент премьеры Бетховену только исполнилось тридцать шесть лет, его уже беспокоила глухота.
Как сообщает издание "History today", премьера в Венском оперном театре не имела успеха. Концерт не был готов до последнего момента, и в результате Клементу пришлось по большей части читать его по памяти. Пытаясь показать себя, между первой и второй частями Клемент развлекал публику, играя собственную музыку на перевернутой скрипке. Возможно, он понял, что сам концерт был принят не очень хорошо. Критики того времени считали его слишком длинным, а скрипачи жаловались, что он слишком труден. Сегодня этот концерт называют шедевром нежности и спокойствия. Позднее Бетховен переписал его как фортепианный концерт, но при его жизни он остался незамеченным.