13 мая 1981 года в Риме раздались выстрелы, когда неизвестный попытался совершить покушение на Папу Иоанна Павла II, проезжавшего через площадь Святого Петра. Стрелявший был немедленно задержан и опознан как Мехмет Али Агча, 23-летний член турецкой ультраправой организации "Серые волки". Было выдвинуто множество теорий о том, кто стоит за этим нападением, причем одна из популярных версий утверждала, что в заговоре по устранению Папы Римского участвовали советские спецслужбы.
Итальянские следователи выяснили, что за два года до покушения Агча бежал из турецкой тюрьмы. Он отправился в Иран, а затем оказался в социалистической Болгарии. Согласно показаниям самого Агчи, он был завербован болгарскими спецслужбами, которые снабдили его необходимыми средствами для осуществления теракта в Риме, пообещав заплатить ему 400 000 долларов/32 млн рублей, если Папа будет убит.
Неудивительно, что именно Агча был выбран для совершения преступления. На родине он уже был приговорен к пожизненному заключению за убийство редактора оппозиционной газеты. Будучи опытным международным преступником и налетчиком, Агча обладал значительным боевым опытом, полученным во время участия в "Серых волках", что делало его ценным активом для любых целей.
Как сообщает издание "Русская семерка", после того как стало известно о причастности Болгарии, сразу же возникло предположение, что спецслужбы балканской страны действовали с санкции "старшего брата" — КГБ СССР. Согласно показаниям Агчи, в Италии был арестован гражданин Болгарии по имени Сергей Антонов, работавший на Balkan Air. Считалось, что он был "связующим звеном" между болгарскими и российскими спецслужбами. Однако дело развалилось — Антонова освободили через 2 года из-за отсутствия доказательств.
Тем не менее, у Москвы были серьезные причины для убийства понтифика. В начале 1980-х годов Иоанн Павел II был крайне нежелательной фигурой для социалистического блока. В то время антикоммунистическое движение "Солидарность" в Польше устраивало забастовки, и 15 января 1981 года польский Папа встретился с лидером забастовщиков Лехом Валенсой, демонстрируя поддержку католической церкви. Существует мнение, что Иоанн Павел II напрямую финансировал "Солидарность" через "Банк Ватикана".
Нанимая Агчу, русские также хотели нанести удар по репутации "Серых волков", которые мешали турецким леворадикальным группировкам захватить власть в Анкаре. Согласно одной из точек зрения, Агча мог быть первоначально внедрен в структуру "Бозкурта" под санкцией КГБ.
В западных странах версия о причастности КГБ к покушению стала преобладающей, хотя документальных доказательств в ее пользу долгое время не находилось. В своей книге "Агенты перестройки: Рассекреченные файлы КГБ" генерал-майор госбезопасности Вячеслав Широнин утверждает, что Вадим Бакатин, возглавивший КГБ после переворота 1991 года, требовал информацию о покушении на Папу Римского. Хотя сам Бакатин был убежден, что за нападением стоят грузинские националисты, его подчиненные провели поиск в архивах и представили своему начальнику доклад, в котором утверждалось, что советские спецслужбы не причастны к инциденту на площади Святого Петра. Бакатин, имевший репутацию "демократа", не пользовался большим авторитетом в ведомстве — именно поэтому ветераны КГБ могли просто солгать ему.
Эту версию частично подтверждают копии реальных документов с Лубянки, представленные итальянцам Василием Митрохиным, бывшим сотрудником архивного отдела Первого главного управления КГБ СССР, бежавшим за границу в начале 1990-х годов. В 2006 году глава специальной комиссии итальянского парламента Паоло Гуццанти, видевший бумаги Митрохина, заявил, что комиссия пришла к следующему выводу: "Руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла". Однако скептики отмечают, что в опубликованных документах Митрохина говорится лишь о различных пропагандистских мерах против неугодного польского Папы, но не о его убийстве. Что касается Мехмета Али Агча, который был освобожден в 2010 году, то его нынешняя интерпретация полностью противоречит его предыдущим заявлениям — теперь турок утверждает, что иранцы попросили его убить Папу.