Иоганн Хризостомус Вольфганг Готлиб Моцарт, родившийся в Зальцбурге в день праздника святого Иоанна Златоуста, был благословлен и гением, и христианским именем. Его родители, Леопольд Моцарт и Мария Анна, уже потеряли шестерых детей до него, поэтому они с беспокойством относились к своему новому ребенку. Матери и отцу Вольфганга было тридцать и тридцать шесть лет соответственно, Леопольд был скрипачом при дворе принца-архиепископа.
В десять утра после рождения Вольфганга крестили в Зальцбургском соборе, возможно, из-за беспокойства родителей о его здоровье. Его имя было выбрано в честь деда по материнской линии и крестного отца, чья фамилия Готлиб позже была переведена как Теофил или Амадей, имя, которое Вольфганг использовал только в шутку.
К трем годам он уже мог брать ноты на фортепиано, а к четырем начал осваивать орган и скрипку. Вольфганг начал сочинять музыку, когда ему было всего пять лет, проявляя удивительный дар к чтению с листа и импровизации. Однако наличие в семье вундеркинда не обошлось без трудностей, особенно для его сестры, которая была выдающейся пианисткой. Ей пришлось отступить на второй план перед невероятными способностями своего брата, несмотря на то, что она была старше его на четыре года.
Как сообщает издание "History today", Леопольд Моцарт был человеком, который постоянно беспокоился, особенно о своем здоровье. Однако основное внимание он уделял развитию талантов своих детей, не только для того, чтобы заработать деньги и повысить свой социальный статус, но и потому, что считал это своей обязанностью перед ними и перед всем миром. В своем стремлении Леопольд отказался от собственного сочинительства и стал строгим наставником, постоянно придираясь к лени, легкомыслию и безответственности своих детей, особенно Вольфганга. К счастью, их мать, которая также увлекалась музыкой, была более доброй, хотя и подчинялась мужу во всех вопросах.
С пяти до пятнадцати лет Вольфганг провел в Зальцбурге менее трех лет, так как отец возил семью, включая мать, в различные турне. Поскольку в Европе царил мир, а репутация детей шла впереди них, модный мир стекался посмотреть на их выступления. Семья посетила множество городов, таких как Мюнхен, Франкфурт, Женева, Цюрих, Гаага и Брюссель. В Вене они выступали перед императрицей Марией Терезой и императорской семьей, включая будущую Марию Антуанетту Французскую. В 1763 году, после морского перехода через Ла-Манш в Англию, они играли для Георга III и королевы Шарлотты. Музыкальный эксперт по имени Дейнс Баррингтон даже устроил семилетнему Вольфгангу сложные тесты по чтению с листа, с которыми он легко справился. В Версале королева Мария Лечинская болтала с ним по-немецки и кормила его лакомыми кусочками из собственной руки. В Италии его чествовал Папа Римский Климент XIV.
Юный Вольфганг был очарователен, и аристократические дамы любили его обнимать. Он даже проявлял раздражение, когда мадам де Помпадур этого не делала. Он был блестящим, живым и непоседливым, и люди заметили, что он, казалось, жаждал дарить и получать ласку, как будто ему ее не хватало. Его выступления были настолько необычны, что критики и соперники пустили слух, что все это подделка. Однако подделки не было, и Моцарт снова и снова доказывал свой исключительный талант. В то время как многие вундеркинды перегорали, Моцарт продолжал сиять.