В возрасте семидесяти лет Генри Темпл, третий виконт Пальмерстон, занял пост премьер-министра. Он занимал этот пост, за исключением короткого перерыва, до своей кончины в 1865 году, незадолго до своего восемьдесят первого дня рождения. Лорд Пальмерстон обладал нравами времен Регентства и в течение своей жизни был членом как партии тори, так и партии вигов. Будучи в течение многих лет министром иностранных дел, он был дерзким и властным защитником британских интересов. Благодаря своим достижениям он был, пожалуй, самым популярным премьер-министром среди населения до прихода к власти Уинстона Черчилля.
В 1852 году лорд Пальмерстон принял роль министра внутренних дел в администрации лорда Абердина. Он занял эту должность в первую очередь потому, что нуждался в деньгах. Тот факт, что он не принимал непосредственного участия в Крымской войне, оказался для него выгодным. Поведение правительства во время войны подверглось критике, что привело к его падению в 1855 году. 23 января парламент вновь собрался в густом тумане, окутавшем Лондон и перспективы правительства. Палата общин поставила под угрозу предложение о создании комитета по расследованию ведения войны, а 24 января лорд Джон Рассел вышел из состава правительства в знак протеста против некомпетентности военного министерства и неспособности назначить Пальмерстона на пост военного секретаря. 25 января Палата общин представила резолюцию о создании комитета по расследованию при поддержке консерваторов и лорда Джона, которые требовали назначения Пальмерстона в Военное министерство. Хотя Пальмерстон выступал от имени правительства, многие, кто его слушал, считали, что он был необычайно вялым и неубедительным. Предложение прошло значительным большинством голосов, и правительство ушло в отставку.
Пальмерстон, казалось бы, должен был возглавить правительство, но он был последним человеком, которого королева Виктория хотела видеть на посту премьер-министра, и она послала за лордом Дерби, лидером консерваторов. Дерби предложил Пальмерстону пост военного министра, на что Пальмерстон ответил, что примет его как патриотический долг, но только при условии, что лорд Кларендон останется в министерстве иностранных дел. Он знал, что Кларендон ненавидит Дерби, и когда Кларендон отказал Дерби, Пальмерстон смог сказать, что с глубоким сожалением не может присоединиться к администрации Дерби.
Таким образом королева была вынуждена последовательно обратиться к лорду Лэнсдауну, который отказался, Кларендону, который поступил также, и лорду Джону Расселу, который попытался, но не смог заручиться поддержкой Пальмерстона, который сказал, что, конечно, будет служить, если Кларендон получит Министерство иностранных дел. Кларендон предсказуемо отказался служить при Расселе. Пальмерстон уничтожил все возможные альтернативы для королевы, кроме как обратиться к нему, и она неохотно вызвала его в Букингемский дворец 4 февраля.
Сформировать администрацию было непросто, но Абердин помог, а Кларендон согласился стать министром иностранных дел. Угроза отзыва лорда Джона Рассела убедила Гладстона и других консерваторов присоединиться, а перспектива получить место в кабинете для лорда Шафтсбери, великого филантропа, напугала вигов. К вечеру следующего дня Пальмерстон смог вступить в должность. От лорда Джона Рассела избавились, отправив его в Вену на мирные переговоры по окончанию войны.