Барыня Дарья Салтыкова стала одной из самых безжалостных женщин не только в русской, но и в мировой истории. За свои жестокие убийства крепостных крестьян (в основном женщин) она получила печально известное прозвище "Салтычиха". По скромным подсчетам, эта кровожадная дворянка унесла жизни более 100 человек. Психиатры потратили немало времени на изучение "феномена Салтычихи", пытаясь осмыслить это сомнительное достижение.
Мучения Дарьи над крепостными крестьянами начались после того, как она стала вдовой. Она вышла замуж в молодом возрасте, но потеряла супруга, когда ей было всего 26 лет. Поначалу Дарья била провинившихся слуг поленьями, но со временем ее наказания становились все более изощренными. Салтычиха ошпаривала крепостных кипятком, поджигала им волосы и оставляла на морозе.
Со временем жестокая помещица перестала нуждаться в поводах для мучений крестьян. Однако у нее были определенные критерии при выборе жертв. Дарья проявляла исключительную жестокость по отношению к молодым женщинам, которые собирались выйти замуж. Она стремилась продлить их страдания, наслаждаясь их болью и мучениями.
Вскоре, однако, Екатерине II стало известно о ее действиях. Расследование длилось три года, в течение которых было доказано, что Салтыкова причастна к нескольким десяткам смертей. В результате императрица отправила кровавую дворянку на пожизненное заключение в темницу. Помещица провела в неволе 33 года, после чего скончалась.
Большинство современных экспертов сходятся во мнении, что Салтыкова страдала эпилептоидной психопатией. Этот диагноз подтверждается ее самым ярким симптомом — неспровоцированными вспышками агрессии. Как правило, такие пациенты практически постоянно пребывают в мрачном настроении, которое с годами только усиливается. Садизм и необоснованная ревность также являются характерными чертами эпилептоидов.
По мнению российского психиатра Петра Ганнушкина, люди с эпилептоидной психопатией не испытывают стыда или угрызений совести за свои жестокие поступки. Салтыкова вела себя подобным образом во время допросов. Она не раскаивалась в своих действиях, и чувство жалости к жертвам не пробуждалось в ней.
Более того, немецкий психиатр Эмиль Крепелин утверждал, что эти люди ведут двойную жизнь. Например, Салтыкова проявляла поверхностное чувство порядочности: она делала значительные пожертвования храмам и монастырям, продолжая при этом мучить невинных крепостных.