После Второй мировой войны Албания встала на социалистический путь развития, хотя Красная Армия не принимала участия в ее освобождении. Однако лидер страны Энвер Ходжа был убежденным приверженцем сталинских идей и поддерживал тесные отношения с "отцом народов" с конца 1930-х годов. Неудивительно, что действия Хрущева по развенчанию культа личности пришлись ему не по душе.
Тем не менее, поначалу, даже после смерти Сталина, сотрудничество между СССР и Албанией продолжалось. Летом 1958 года в бухте Влоре была построена советская база подводных лодок. С геополитической точки зрения, это было идеальное место для контроля над Средиземным морем, поскольку рядом находились береговые линии Италии и Греции. Дальность действия советских баллистических ракет морского базирования позволяла им в случае необходимости потенциально покрыть всю Европу.
К концу 1950-х — началу 1960-х годов отношения СССР ухудшились не только с Албанией, но и с Китаем. Коммунистические лидеры обеих стран считали ошибочной хрущевскую политику мирного сосуществования с Западом. Пекин и Тирана провозглашали, что только мировая революция может надежно предотвратить ядерное столкновение между социалистической и капиталистической системами. Поэтому СССР справедливо обвиняли в сокращении финансовой помощи и военного сотрудничества.
К началу 1961 года у берегов Албании уже находилось 12 советских подводных лодок и несколько вспомогательных судов. Однако напряженность между двумя странами продолжала нарастать. Хотя Ходжа сам инициировал размещение советских кораблей в бухте Влера, он изменил свою риторику, заявив о нежелании иметь часть албанской земли "под ногами иностранцев".
Когда Москва решила сократить финансирование, прекратила сотрудничество с Албанией в нефтяной промышленности и отказалась предоставить кредит, Ходжа заявил, что территория базы принадлежит Албании, а значит, все, что на ней находится, является албанской собственностью. Естественно, это вызвало возмущение в Москве. Для переговоров в Албанию прибыло высшее военное руководство страны, но договориться не удалось.
Летом 1961 года восемь подводных лодок и плавучий док покинули Влеру. Однако четыре подводные лодки, на которых албанские экипажи прошли подготовку в рамках военного сотрудничества, остались на базе. После этого сотрудничество с Албанией приостановили и другие страны Варшавского договора.