В Московском Кремле насчитывается 20 башен, каждая из которых обладает уникальной архитектурой и своей увлекательной историей. Среди самых необычных и зловещих башен Кремля — Константино-Еленинская башня, известная как "пыточная".
Построенная в 1490 году итальянским мастером Пьетро Антонио Солари, известным в России как Петр Фрязин, башня первоначально называлась Тимофеевской. Свое название она получила по Тимофеевским воротам, которые находились в древнем белокаменном Кремле, построенном во времена Дмитрия Донского. Именно через эти ворота князь Дмитрий выезжал на битву с Мамаем.
В XVII веке башня была переименована в Константино-Еленинскую, когда рядом с ней была возведена церковь во имя святых Константина и Елены.
Высота башни составляет около 37 м, толщина стен превышает 3 м. К ней вели две главные улицы, а также причал на Москве-реке, что делало ее доступной. В связи со значительным оборонительным значением башня была укреплена прорезями для стрел, рвом с разводным мостом и железными решетками.
В конце XVII века на башне была устроена шатровая кровля. В отличие от ее строительства, в котором участвовали иностранные специалисты, эта переделка была выполнена местными архитекторами. К XVIII веку башня полностью утратила свое оборонительное значение. Проход через башню был закрыт, стрелочные прорези разобраны, а ров засыпан.
Почему башню называли "пыточной"? В XVII веке в башне размещался Разбойный приказ — учреждение, созданное при Иване Грозном. Оно занималось расследованием уголовных преступлений, в частности, разбоев, убийств, а иногда и политических предательств. По своим задачам Разбойный приказ чем-то напоминал современное Министерство внутренних дел (МВД). Бояре, дьяки и помощники дьяков Разбойного приказа вели следствие, проводили допросы, выносили приговоры в помещениях и даже приводили приговоры в исполнение.
Поскольку процессуальные нормы XVIII века, в том числе и российские, считали пытки неотъемлемой частью следственных действий, в башне Разбойного приказа была устроена пыточная камера. Здесь подозреваемых подвергали различным пыткам для получения "правды" или для выведывания скрытой информации путем втыкания игл под ногти. Другим распространенным методом сбора информации был "кол".
Пыткам подвергались все подозреваемые, даже те, кто был готов "сотрудничать" и давать показания. Считалось, что только когда человек "висит" на колу, демонстрируя предельную искренность, его показания считаются подлинными.