На страницах истории и литературы термин "блатные" стал синонимом элитных заключенных советского ГУЛАГа, о которых рассказывается в книге Карла Штайнерса "7000 дней в ГУЛАГе". Эти люди были хорошо знакомы с правилами трудовых лагерей, проведя за колючей проволокой около 17 лет. Бывшие заключенные и историки свидетельствуют об особом статусе "верхотуры" (верхних коек), которые считались самыми престижными спальными местами в тюремной иерархии.
Валерий Абрамкин в своей работе "Тюрьмы и колонии России" определяет "блатных" как класс профессиональных преступников, занимавших высшую ступеньку тюремной иерархии. Однако в сталинскую эпоху наличие нескольких судимостей не давало автоматического статуса "блатного". Например, люди, отслужившие в армии, не считались "блатными" по определению. Кроме того, начинающим "блатным" не разрешалось работать в сфере обслуживания, например, таксистами или официантами. В ГУЛАГе "блатным" запрещалось заниматься любым трудом.
"Блатные" пользовались различными привилегиями, одной из которых было право не выносить личные вещи из мест общего пользования. Они обладали огромной властью в тюремных стенах и часто выступали в роли противников политически осужденных заключенных, которых обычно называли "фраерами", или врагами народа. Антон Антонов-Овсеенко, автор книги "Враги народа", сравнивал "блатных" с "друзьями народа". Большинство профессиональных преступников дорожили этим званием и не отказывались от своего авторитета.
Ключ к превосходству "блатных" лежал в занятии ими верхних коек, известных также как "верхние нары" или "верхотуры". Эти места были отмечены в различных мемуарах бывших заключенных, в том числе Карла Штайнера.
Выбор верхних коек был обусловлен несколькими причинами. Прежде всего, те, кто находился на "верхотуре", были избавлены от мусора и грязи, которые часто сыпались сверху. Этот факт подчеркивали Жак Росси в своем "Справочнике ГУЛАГа" и журналистка Энн Эпплбаум, лауреат Пулитцеровской премии за книгу "ГУЛАГ". Энн Эпплбаум рассказывала о том, как вода, мусор и остатки вчерашней еды попадали на нижние койки, причиняя огромный дискомфорт тем, кто спал на полу.
Однако самым существенным преимуществом верхних коек был лучший климат. Об этом пишет в своей книге "Тифозный карантин" Варлам Шаламов, автор, проведший несколько лет в сталинских трудовых лагерях. По словам Шаламова, заключенные на верхних нарах из-за жары раздевались до пояса, а на нижних "этажах" спали в мягких куртках, брюках и даже шапках, чтобы сохранить тепло. Историк Виктор Бердинский, автор книги "История одного лагеря (Вятлага)", поддержал эту мысль, добавив, что верхние койки считались "центром" спальных помещений, так как на них было тепло.