Последние события вокруг «Маршей несогласных» и кандидатов на президентских выборах 2008 года от оппозиции позволили ряду обозревателей поставить вопрос о расколе в оппозиционной коалиции «Другая Россия». Насколько правомерны такие утверждения? С этим вопросом «Русский день обратился к директору Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеславу Игрунову.
- Организация, созданная людьми очень разных взглядов и биографий, не может выглядеть монолитной, как КПСС. Естественно, у них будут разногласия, споры в борьбе за лидерство, разные мнения и позиции. Более того, история формирования «Другой России» показывает, что первоначально задумывался довольно большой альянс, который бы
объединил всех: СПС, «Яблоко», Анпилова и т.д., но не получилось. Сложно удерживать людей с разным темпераментом, разными амбициями и взглядами в составе одной команды и проводить единую линию.
В условиях жесткого давления всегда находятся «ястребы» и «голуби», и это касается не только ординарной политической жизни, но и других ситуаций. Если мы посмотрим на любые серьезные конфликты, например, между Палестиной и Израилем: Фатх и Хамас стреляют друг в друга, как будто у них нет более важной задачи. Это слишком драматическая ситуация, но она отражает общие тенденции. Одни люди выбирают тактику компромиссов, другие - тактику прямого боя.
Хакамада и Касьянов – люди из истеблишмента, это «голуби». Во-первых, у них всегда есть возможность разговаривать с представителями элит, во-вторых, они привыкли достигать успехов в рамках истеблишмента, опять-таки, парламентская ли это процедура или каким-то иным образом. Поэтому идти под дубинки и попадать в самые тяжелые ситуации они не готовы и пытаются найти выход из положения. Тем более, что многим оппозиционерам в стране, кого не устраивает режим Путина, не нравятся уличные бои вне зависимости от того, кого они считают правым и виноватым.
Напротив, Каспаров и Лимонов убеждены в том, что если не занимать жесткой и четкой позиции, то успех никогда не придет. Можно заниматься всем, чем угодно, но невнятная позиция оставит преимущество тем «другим», у кого есть больше возможности демонстрировать себя.
- Какая позиция у Каспарова?
- Позиция Каспарова очень простая - «мы против». Она доступна тем, кто готов выходить на улицу, страдать, быть посаженным за свои идеи или получать дубинкой по ребрам и голове и проливать свою кровь. Для них позиция Хакамады или Касьянова совершенно непонятна и неинтересна. «Если вы против, почему вы не боретесь?» - резонно задают они вопрос. С другой стороны, сторонники Хакамады или Касьянова могут сказать: «Если вы «против», покажите, каковы ваши успехи? Чего вы добились?»
И я бы не сказал, что здесь проблема в интеллектуальности. Думаю, интеллектуальный потенциал команды Лимонова не уступает потенциалу команды Касьянова. У меня нет каких-нибудь высоких оценок для той или иной стороны, это дело темперамента и системы ценностей. Одни готовы сохранять свое положение в элите, может быть, свое имущество. Ходорковский пошел на прямое противостояние, и мы знаем, где он и что с его имуществом.
Не уверен, что дачные дела Касьянова так быстро закончились, и он готов следовать путем Ходорковского. Отсюда и выработка позиции, здесь есть интересы и ценности, и, кроме того, просто темперамент. Есть люди, от рождения готовые к бою, к сражению, к противостоянию, они такими и умрут. А есть люди, которые не склонны вступать в конфликты, сторонятся решительных схваток, но это не означает, что у них нет собственных амбиций. И когда со стороны государства идет жесткий пресс, то по линии темперамента раскалываются любые движения. Так было всегда в мире, и Россия не является исключением.
Амбиции тоже мешают. Касьянов видит себя респектабельным объединителем оппозиции, который может достичь успеха на выборах. Каспаров, обладая неуемными амбициями, завышенной самооценкой стремится к тому, чтобы быть главным и единственным лидером. Поскольку сегодня вряд ли Каспаров играет более важную роль внутри страны и вряд ли может больше Касьянова претендовать на роль лидера, то Гарри Кимовичу важно определить нескольких кандидатов в президенты. Предполагаю, что Каспаров видит себя кандидатом на пост президента. Может быть, поэтому он говорит о нескольких кандидатах в противовес Касьянову.
Развитие событий покажет, на чью сторону - «ястребов» или «голубей» от оппозиции склонятся оппозиция в целом и симпатии избирателей. Поэтому сегодня не стоило бы ставить точки. Касьянов, напротив, хотел бы как можно быстрее определиться с тем, чтобы двигаться вперед, продвигая свою кандидатуру.
- Каспаров стремится быть лидером, а «голубь» Хакамада и «голубь» Касьянов отворачиваются от него?
- Да, но не только, люди не готовы к простым радикальным решениям, они вряд ли поддержат Каспарова.
- Лидер должен суметь удержать людей. Что для этого есть у Каспарова и чего не хватает?
- У Каспарова, прежде всего, нет терпимости к людям. Очень радикальные взгляды и завышенная самооценка, человек обладает чрезмерным честолюбием.
- В своем интервью Хакамада отметила, что Каспаров не является лидером оппозиции с большой буквы. Вы согласны с этим?
- Нет, нет, вокруг себя Каспаров не соберет людей, он излишне конфликтен. Помимо тех характеристик, которые ему дали я или Хакамада, мы совпали в этом, могу еще сказать: он излишне конфликтен. Он просто конфликтен по своей натуре, конфликтует не только с властью, но и со своим окружением.