«Русский день» попросил руководителя питерской организации «Яблока» Максима Резника прокомментировать решение федерального совета партии о недопустимости сотрудничества и совместных акций с «Другой Россией».
- Вы и многие питерские «яблочники» принимали участие в «Марше несогласных» 9 июня. По этому поводу в интервью «Русскому дню» пресс-секретарь Явлинского Евгения Диллендорф заявила, что этим вы нарушили свое собственное решение о неучастии в совместных акциях с лимоновцами. В чем тут суть проблемы?
- Я не считаю, что пресс-секретарь вообще вправе давать подобные комментарии. Это совершенно не ее дело. Она – пресс-секретарь, а не политик. Теперь о сути вопроса. Мы такого решения вообще не принимали. Наше решение касается существа вопроса, а не того, кто как себя называет. Решение нашей организации состоит в том, что санкт-петербургское «Яблоко» не должно участвовать в совместных акциях с теми фашистами, нацистами, ксенофобами, кто разжигает рознь между людьми. И в этом смысле «Яблоко» считает себя партией интернационалистов, и для нас любые проявления национальной неприязни неприемлемы.
- Но Диллендорф говорила именно о лимоновцах. О том, что партия «Яблоко», включая питерскую организацию, считает совместные акции с ними неприемлемыми. То есть ее информация не верна? Вы не принимали решения о неучастии в совместных акциях с лимоновцами?
- Мы принимали решение о недопустимости совместных акций с НБП. А сейчас такой организации нет. Нет такой организации – «НБП». И мы, соответственно, не участвовали в совместной акции с НБП. Нет таких акций.
- Явлинский заявил, что «Яблоко» не будет участвовать в совместных акциях не только с НБП, но и со всей «Другой Россией». У вас же такие акции проходят. Как вы это объясняете?
- Я объясняю это разностью позиций. И сегодня наша позиция оказалась в меньшинстве. Федеральный совет выпустил резолюцию с критикой в адрес «Другой России» и ее лидеров. Нам представляют, что это непродуктивный путь. У нас же другая позиция. Хотя лидеры «Другой России» зачастую ведут себя некорректно по отношению к «Яблоку», наша партия, тем не менее, не должна вставать на тот же самый путь. Нам такая позиция представляется более правильной.
Мы должны критиковать их позицию по существу. Например, я считаю, что призыв к бойкоту парламентских выборов неверен. Что касается тактики, то мы должны апеллировать не к лидерам «Другой России», а к тем людям, которые прислушиваются к их мнению. Нам надо объяснять, что неучастие в парламентских выборах не правильно. Надо объяснять, что в них необходимо участвовать. В частности, надо призывать тех, кто настроен протестно, голосовать за «Яблоко».
- Но ведь вы участвовали в «Марше несогласных», организованном «Другой Россией»!
- «Яблоко» не участвует в акциях «Другой России». Петербургское «Яблоко» участвует в акциях объединенной петербургской оппозиции, куда, в том числе, входят и представители «Другой России». Хочу подчеркнуть, что Координационное совещание петербуржской оппозиции – это очень широкое собрание. Сейчас туда входят около 40 организаций. Большинство из них – это общественные организации, которые представляют интересы группы граждан. Это различные территориальные и социальные группы.
Мы считаем формат Координационного совещания более приемлемым для действий настоящей оппозиции. Это более широкий формат, чем любые московские форматы. Вообще этот формат допустим и в других регионах. Он более широкий, и поэтому будет эффективным на любых «Маршах несогласных». Обратите внимание, в Санкт-Петербурге на акциях оппозиции никогда не звучат никакие националистические лозунги. В этом большая доля заслуги нашей региональной организации.
- На «Маршах несогласных» в Москве звучат националистические лозунги?
- В Москве, с моей точки зрения, да. Там есть попытки националистов вклиниться в этот процесс. Те люди, которые были на «Маршах несогласных» в двух столицах, отмечают существенную разницу. Характер акций, безусловно, зависит от того, кто их организовывает и кто в них участвует. Поскольку в петербургских акциях протеста оппозиции роль «Яблока» и других либеральных организаций очень велика, то они, соответственно, носят либеральный, демократический характер.
Думаю, что если бы «Яблоко» нашло форму участия в московских акциях протеста, то они бы были совершенно иными. Их характер был бы здорово похож на петербургский. Мы предлагали партии использовать формат Координационного совещания по всей стране, но оказались в меньшинстве. Безусловно, мы уважаем и принимаем позицию наших коллег. И поскольку в данном случае наша точка зрения не нашла поддержки, мы считаем, что не надо ничего обострять.
Находиться в меньшинстве – это нормальная ситуация для демократической партии. Нормально, когда в партии существуют разные точки зрения. Поэтому мы не видим трагедии в сложившейся ситуации.
- Планирует ли Сергей Митрохин перенять ваш опыт для московского «Яблока»?
- У нас с ним нормальное взаимодействие. Мы постоянно находимся в контакте, и я очень высоко оцениваю его деятельность. После поражения на выборах 2003 года, когда партия лишилась парламентской трибуны, только благодаря таким людям как Сергей Митрохин, Илья Яшин и Александр Шуршев, а также петербургской организации партия «Яблоко» смогла сохраниться в публичном пространстве.
Что касается опыта Координационного совещания петербургской оппозиции, то им интересуются многие – и в Москве, и в других регионах. Естественно, интересовался им и Митрохин. Будет ли он перенимать опыт нашей организации? Об этом лучше спрашивать у него самого. Я считаю, что нужно искать разные формы. Совсем не обязательно что-то копировать друг у друга, но мы должны взаимно обмениваться опытом и помогать друг другу в рамках одной партии.
Митрохин уже имеет опыт проведения разовых совместных протестных акций с другими организациями – в частности, с АКМ и «Молодой гвардией». Это просто подтверждает тот факт, что во время протестных акций в защиту прав граждан очень сложно сохранить кристальную чистоту идеологии. Да это не так уж и важно. Когда ты входишь на акцию и стараешься помочь конкретным людям, то этим людям все равно, кто им помогает. Им важно, чтобы им помогали. И они с благодарностью принимают любую помощь.