Предвыборный период всегда богат различными громкими событиями. Их «яблочной» оценкой с «Русским днём» поделилась пресс-секретарь Григория Явлинского Евгения Диллендорф.
- Анатолий Чубайс полагает, что СПС – это единственная демократическая партия, которая пройдет в Госдуму. Обоснованно ли это его заявление?
- Не будет их в Думе. Путину, похоже, они больше не нужны. А к демократии они уж давно никакого отношения не имеют. Они даже кампанию ведут как крайне левые популисты.
- Отвечая «Ведомостям» на вопрос о переговорах с Кремлем, теневой лидер СПС заявил, что «не обсуждает с прессой то, что обсуждает с властью». Это что, фактическое признание в закулисном сговоре?
- Так отвечает интриган. Так действует мафия, а не гражданская партия. Особенность демократического политика в том, что он и с прессой, с обществом, и с властями обсуждает одно и то же.
- Но ведь речь тут идет о возможном финансировании СПС государством. Например, члены правления РАО «ЕЭС России» и ряд других менеджеров кампании имеют право на опцион. А ведь в их числе и Леонид Гозман, и другие партийные функционеры – которые энергетикой страны и не занимались!
- Я этой кухни не знаю, не интересуюсь. Мы свою кампанию стараемся вести на позитиве, а не на войне. Я говорю сейчас не как пресс-секретарь председателя «Яблока», а как гражданин. Так вот, всем гражданам Путин официально заявил, что эта партия финансируется из РАО «ЕЭС», которое является государственной кампанией, и что касается законности, то ему не все ясно. Он «надеется», что все чисто, но «не уверен». Это значит, что пенсионеры, инвалиды, да и вообще все мы, когда платим за свет и тепло в квартирах, из своего кармана оплачиваем чью-то избирательную кампанию.
- В регионах СПС стал проводить акции «продовольственных заказов». То есть человеку платит за продуктовый набор одну сумму, а на деле он стоит существенно больше. Это как, подкуп избирателей?
- Если это так, то, безусловно, да. Тут не я должна оценивать, а Центризбирком и суд.
- Вы включили в свой список Ковалева, а вслед за вами СПС включает в свой список Чудакову. Это они так скопировали вашу стратегию?
- Мы исходим из того, что в списке должны быть люди, которые профессионально занимаются политикой и умеют работать в парламенте. Этому принципу Сергей Адамович Ковалев абсолютно соответствует. Он десять лет работал в Думе. Главная его особенность – он всегда говорит, что думает и в глаза. Никого не боится - ни президента, ни молвы. Такие люди жизненно важны для российской политики и их очень мало. Дума без таких людей вообще превращается в «не место для дискуссий». Мы понимаем, что его очень многие не любят, но! Кроме каких-нибудь баркашовцев, все знают, что это человек абсолютно бескорыстный и абсолютно честный.
- «Другая Россия» выдвинула Каспарова кандидатом в президенты от объединенной оппозиции. Не есть ли это самостийный захват бренда? Ведь Явлинский, насколько известно, тоже планирует баллотироваться на пост президента.
- «Яблоко» летом приняло решение, что мы как партия будем участвовать в президентских выборах. Федеральный Совет рекомендовал партии предлагать в качестве кандидата Григория Алексеевича Явлинского. Обсуждались и другие кандидаты от «Яблока». Этому будет посвящен специальный съезд.
Но решение в значительной степени будет зависеть от того, как будут устроены выборы, будет ли это хоть в малейшей степени возможность заявить альтернативу. В декабре будет съезд – он и примет окончательные решения. Но это все потом. Сейчас эти разговоры нам представляются малоактуальными. Идет парламентская кампания.
Что касается «Другой России», то они развалились еще летом и, как я поняла, там никого кроме Каспарова и Лимонова не осталось. А как кто себя называет – ну, мало ли кто что говорит…
- Но ведь Каспаров теперь позиционирует себя как кандидата от оппозиции. Прямо-таки рейдерство какое-то.
- Оппозиция бывает разная. Он представляет в основном националистов, большевиков, коммунистов-радикалов – Лимонова, Гуляева, Анпилова и т.п. К демократической оппозиции это не имеет отношения.
- «Другая Россия» даже подала свой избирательный список в Центризбирком. Как и следовало ожидать, им отказали – ведь эта идея противоречила действующему российскому законодательству. Но почему другороссы, если они считают себя оппозиционерами, не призвали своих сторонников голосовать, например, за «Яблоко»? Ведь этим они могли бы помочь оппозиции попасть во власть!
- Ревность.
- А почему они раньше отказывались от участия в парламентских выборах?
- От неопытности, слабости, от бессилия в сочетании с самовлюбленностью. Они не могут технически принять участие, у них нет соответствующей по закону структуры, но они могли бы присоединиться к любой партии. Не захотели. Потом поняли, что оказались вне политического процесса. Кроме «маршей» ведь у них ничего нет.
- Оппозиция все же сможет договориться о едином оппозиционном кандидате?
- Оппозиция есть разная: демократическая, националистическая, левая, коммунистическая… У демократической оппозиции и в 1996-ом и в 2000 был один кандидат и так будет. У другой оппозиции в виде националистов, большевиков, коммунистов и Каспарова, наверное, будет кто-то, но другой. Может и сам Каспаров.
- Если Сергей Удальцов из АКМ, Лимонов и так далее решат поддержать Григория Алексеевича на выборах, он воспользуется их помощью?
- Не надо фантазировать, этого не будет. У Яблока с этими людьми перпендикулярные взгляды, они никогда нас не поддержат.
- Вы идете на выборы с программой «Семь шагов к равенству возможностей». Каков ее основной смысл?
- Власть – под контроль граждан. У людей должны быть равные стартовые возможности реализовать себя, честно конкурировать. У всех в нашем обществе должна быть перспектива. Не должно быть изгоев. Собственность должна быть у максимально большого числа граждан, и она должна быть неприкосновенна. Закон одинаковый для всех – и для президента и для дворника.
- На очередном съезде «Другой России» присутствовала второй секретарь посольства США. Это может повредить их репутации?
- Не знаю. Это мне не интересно. Да и ничего особенного в этом нет.
- В «Марше несогласных» 7 октября принял участие зампред московского «Яблока» Алексей Навальный. Будут ли к нему применены какие-либо санкции?
- Он уже давно не «зампред». Региональный совет его попросил уйти с этой должности и единогласно за это проголосовал. Он является одним из организаторов другой партийной структуры националистического толка. А мы являемся антифашистской партией, мы – партия интернационалистов, партия дружбы народов.
Вопрос о его исключении не рассматривался, как я понимаю, потому что не до этого. Партию он больше не представляет ни в каком качестве. Все остальное его личное дело.
Хотя дико на мой взгляд одновременно защищать Ульмана и ходить на митинги памяти Политковской.
- Но ведь среди организаторов мероприятия была так нелюбимая вами НБП.
- Это нас не касается.
- Почему вы не провели свою акцию памяти Политковской?
- Провели, но без Анпилова и всего такого. Лидер партии и многие наши товарищи приехали к ее дому, положили цветы, постояли минуту молчания.