Только за 2007 год СПС покинули более 70 членов партии: Юрий Гамбург, Евгений Греф, Сергей Ганчарук, Олег Козловский, Алексей Лихачев и многие другие... Люди пачками бегут из СПС из-за отсутствия идеологии, «левого поворота», слишком грязных «технологий» Бакова, внутрипартийной коррупции и «зажимания» бизнесменов. А также из-за вполне объяснимой бесперспективности партии на выборах. Сегодня то же самое происходит с избирательным списком СПС, заверенным в ЦИКе. На днях оттуда официально вышли два видных функционера партии Сергей Середович (2-ой в списке по Удмуртии) и Ольга Марковская (2-я в списках по Краснодарскому краю). Сложившуюся ситуацию комментирует член политсовета регионального отделения СПС в Удмуртии Сергей Середович, осознано покинувший выборный список партии.
Сергей Середович, член политсовета регионального отделения СПС в Удмуртии:
- В чем причина вашего выхода из избирательного списка СПС?
- По состоянию здоровья.
- Это официальная причина. А на самом деле?
- Даже и не хочется комментировать эту ситуацию.
- В чем вы не согласны с федеральной партийной линией СПС?
- То, что делает команда федерального центра – это вообще нам непонятно. А эта ее деятельность для регионального отделения просто затратна. Мы же для себя не видим никакого смысла бороться за людей, которые где-то там, в Москве, защищают свои личные интересы, а вовсе не те интересы, которые они, по идее, должны защищать.
- Что вы имеете в виду, когда говорите, что деятельность федерального центра для вашего регионального отделения затратна?
- Финансирование регионального отделения СПС ведется за счет частных лиц. Федералы вообще полностью отказались финансировать региональные отделения. Вообще не дают никаких денег. А частным лицам вытаскивать в регионе за свой счет бренд СПС – это очень накладно. Да и какой смысл? Приезд Бориса Немцова в финансовом отношении целиком должна была оплачивать региональная организация – гостиницу, пребывание и все тому подобное. Нам сказали, что он приезжает и нужно обеспечить его прием на соответствующем уровне. Разумеется, все это за счет регионального отделения партии. Но у нас к этому отрицательно отнеслись. Поэтому Немцов к нам и не приехал.
- То есть у регионального отделения не хвалило денег, чтобы принять Бориса Немцова?
- Вопрос не в том, что не хватило, а в целесообразности оплаты таких визитов за счет местных бизнесменов. Частным лицам это просто не интересно. И дело тут не только в деньгах. Все мы знаем настрой Немцова к региональным властям. Но лично я к нашим региональным властям, да и к властям вообще особо никаких претензий нет. Я не вижу никакой существенной разницы между людьми, которые находятся у власти, и между людьми, которые сейчас есть в руководстве СПС. Нет между ними никакой существенной разницы. А поливать грязью людей, которые занимаются работой – то проще всего. Я – против этого. Надо находить какие-то конструктивные решения по взаимодействию с властью, а не выступать против нее с огульной критикой. Потому что говорить, что все плохо – это проще всего.
Мы готовы поддерживать идеи, близкие нам по духу, но мы против пустой болтовни и мы против нападок на людей, которые сегодня работают. Если мы считаем, что они плохие, то надо не ругать их, а предлагать взамен что-то конструктивное и выполнимое. Иначе – это просто болтовня. Соответственно, я сказал, что у меня нет никакого желания финансово поддерживать такую деятельность. Ну а федералы, как я уже сказал, денег на кампании в регионах не выделяют. Они полностью кинули нас на произвол судьбы.
- Как они кинули регионы?
- Начиная с рекомендации не участвовать в выборах в региональные заксобрания. И заканчивая тем, что любое финансирование и материальная поддержка полностью прекратилась. Решение Федерального центра о снятии списков СПС с выборов в региональные заксобрания – это вообще какой-то абсурд. Мы были категорически против того, чтобы снимать наш список с выборов в Госсовет Республики.
- Многое ли изменилось в СПС после последней смены руководства?
- У меня сложилось уже какое-то странное ощущение на съезде, а потом оно только укрепилось. Партия стала другой, точнее – ее федеральный уровень. И эти изменения не в сторону плюса. Вместо того чтобы решать какие-то серьезные вопросы, люди просто решают что-то свое. Именно это я увидел на съезде. Безусловно, есть люди, которые застуживают внимания и уважения. Но в данном случае руководство делает все, чтобы разочаровать людей в партии, чтобы оттолкнуть от СПС людей. Особенно тех, кто работает в регионах и последовательно придерживается либеральных взглядов.
Изменение моего мнения о партии произошло именно на съезде. Когда работаешь в бизнесе, приходится понимать, что люди говорят и что хотят сказать. А я - бизнесмен, и всегда вижу фальшь и лукавство. На съезде этого было с лихвой – это я могу с уверенностью сказать. Там была какая-то неискренность, что-то было не то. Многие тогда поняли, что люди из федерального руководства, по сути, спасают только себя и свои персоны. А вся партийная деятельность им абсолютно до лампочки. Их совершенно не интересуют люди, которые за ними стоят и которые им верят.
- Что еще вас разочаровало в СПС?
- То, что сейчас СПС стал заявлять, что все вокруг плохие, а мы одни такие хорошие. При этом никаких реалистичных и обоснованный предложений не вносится. Возмущает то, что руководство СПС сейчас стало открещиваться от Чубайса – мол, к партии он никакого отношения не имеет. Это – либо предательство, либо цинизм. Для меня Чубайс – это, прежде всего, талантливейший руководитель, который находится на своем месте. Мы все знаем Анатолия Борисовича как одного из основателей партии и в определенном смысле даже идейного лидера. А открещиваться от своих корней ради дешевого популизма – это просто стыдно.
- Если СПС пройдет в Госдуму, то партия что-то сможет сделать для укрепления либеральной идеи?
- Не думаю, что семь процентов в парламенте могут что-то решить, хотя попытаться можно. Однако тут совершенно другой вопрос: будут ли те люди, которых проведет СПС в Госдуму, этим заниматься. Поэтому, думаю, что приход СПС в российский парламент ничего не даст для развития и укрепления либеральной идеи.
- Какой у вас остался от всего этого осадок?
- Я вышел из списка, потому что, по большому счету, разочаровался в нынешнем СПС. Не хочу сейчас об этом даже думать. Просто сейчас углубился в свою основную работу.
- Настолько сильный стресс?
- Ну, это не совсем стресс. Есть, конечно, определенная стрессовая составляющая. Это определенное разочарование, которое наступило еще во время съезда. В таком случае, чтобы не развивать в себе какие-то комплексы, лучше просто заняться работой. И этим я как раз и занимаюсь. Но вообще от всей этой истории у меня остался тяжелый и неприятный осадок.
- Будете вступать в другую партию?
- Честно говоря, я пока не думал об этом. Это не вопрос сегодняшнего дня. Но то, что я буду принимать какое-то жизни в политической жизни республики и города, это будет однозначно. В каком виде – я еще не решил: будет ли это какая-либо либеральная партия, или я пойду на выборы самостоятельно.