Известный ветеран правозащитного движения Владимир Буковский продолжает отстаивать своё право баллотироваться в президенты России. И готов поддержать Михаила Касьянова в качестве единого кандидата от оппозиции. О своих планах на ближайшее будущее он рассказал «Русскому дню».
- Владимир Константинович, вы не удовлетворены решением Верховного суда по вашей персоналии? Вы будете его оспаривать?
- Что касается кассационной жалобы, то она уже подана. Это сделал адвокат Вадим Прохоров с моим доверенным лицом Александром Подрабиником. Она уже подана пару дней назад. Ее можно найти в Интернете, она очень подробная и детальная. Каков будет ответ, разумеется, мы твердо знать не можем, но догадываемся.
- Пишут, что в случае окончательного отказа вы будете активно поддерживать Касьянова?
- Что касается Касьянова, то да, мы договорились еще давно, когда я был в Москве. Договорились с Немцовым и Касьяновым найти форму сотрудничества и взаимопомощи и не допускать ситуации, когда бы нас использовали друг против друга. Соответственно, мы это и делаем. Периодически, когда это нужно, мы делаем соответствующие заявления.
- На днях вы заявили, что Касьянову откажут в регистрации в качестве кандидата в президенты. На чём основана такая уверенность?
- Почему я думаю, что его не зарегистрируют? Дело в том, что мой опыт всем показал, что власти не хотят абсолютно никого от оппозиции, какой бы она не была - жесткой или не жесткой. Они просто не хотят и делают все, чтобы таких людей не зарегистрировать.
У Центризбиркома есть такой способ, они его уже не раз применяли, когда они просто выбраковывают подписи без всяких оснований, без всякой графологической экспертизы. Просто заявляют, что подпись недействительна. Им по закону нужно порядка пяти процентов подписей объявить недействительными, тогда весь список снимается. Я думаю, что они будут делать что-то наподобие этого, поскольку такие вещи делали и раньше. А так сам по себе Касьянов мог бы набрать 2 миллиона подписей. Все мы согласны ему помогать поелику возможно.
- Вы думаете, что именно забракуют нужное для снятия число подписей?
- Той причины, по которой мне отказали, у Касьянова быть не может. Двойного гражданства он не имеет, последние десять лет живет в России. А забраковать нужный процент подписей - это известная дежурная причина отказывать. Мы уже несколько раз сталкивались с такими вещами.
В Петербурге так «Яблоко» не зарегистрировали весной прошлого года, хотя оно там очень влиятельно. А вот за список партии Явлинского выбраковали какое-то количество подписей, и обжаловать нигде нельзя.
- Как нельзя? Есть же экспертизы разные…
- Бесполезно, говорю вам однозначно. Нормальная и качественная графологическая экспертиза не проводится. Даже если люди, то есть те, кто дали свои паспортные данные и ставили свои подписи, приходят, спорят с Центризбиркомом, говорят «Позвольте, это моя подпись, я ее дал!»… Все равно это не принимается во внимание.
- По-вашему выходит, что ЦИК забракует просто так? И никаких весомых причин не будут называть?
- Абсолютно. Сегодня закон в России совершенно не имеет значения. Он всегда-то был слабоват, а сейчас его просто нет. Что хотят там наверху, то и делают. Скажут, что: вот это фальшивая подпись, - и все. Так делали, списывали с «яблочников» подписи, я говорил с ребятами. То есть в Центризбиркоме говорят: «Вот эта подпись по нашим критериям, у нас есть свои критерии, недействительная». И весь разговор! Когда им говорят, что: давайте проведем экспертизу, то в ответ слышат: «А мы не обязаны проводить экспертизу, в законе не прописано, что мы должны ее проводить. Считаю, что. это довольно наглый способ устранять оппонентов, и они им активно пользуются.
- Но если Касьянова, несмотря на ваш прогноз, зарегистрируют, то каковы будут ваши действия?
- Я думаю, сам по себе Касьянов набрал бы нужное количество подписей, потому что у него довольно энергично команда работает. Если его зарегистрируют, то мы с Немцовым, конечно, поддержим его. Как договорились, так и сделаем.
Беседовала Елена Соломенцева