Михаил Касьянов объявил, что 10 февраля он организует в Москве «Марш несогласных». Руководить оргкомитетом «Марша…» поручено члену президиума «Российского народно-демократического союза» Ивану Старикову.
«Русский день» связался с господином Стариковым и попросил его ответить на ряд вопросов о политической ситуации последнего времени и планах РНДС на ближайшее будущее.
- Иван Валентинович, как идет подготовка к маршу?
- Да,10 февраля мы, то есть Российский народно-демократический союз, решили провести «Марш несогласных» в Москве. Мы уже разослали приглашения всем нашим, как я полагаю, сторонникам: Гарри Каспарову - «Объединенный гражданский фронт», Владимиру Рыжкову - «Республиканская партия», Белых - СПС, Явлинскому. Из общественных организаций отправили приглашения движению «За права человека» Льва Пономарева, «Всероссийскому гражданскому конгрессу» - ещё на имя Георгия Сатарова. И оппозиционному молодёжному движению «Оборона» - Олегу Козловскому.
Мы планируем провести 28 января первое заседание оргкомитета, на котором должны провести выборы его председателя. Я пока являюсь руководителем инициативной группы, но, думаю, что коллеги поддержат мою кандидатуру.
«За свободные и честные выборы», «Касьянов -2008» и «Ни одного голоса преемнику». -вот базовые лозунги, с которыми мы планируем выйти на марш. Сейчас мы ждем решение Центризбиркома по поводу регистрации Михаила Касьянова. И одновременно власть должна принять решение по регистрации партии «Народ за демократию и справедливость».
- Как вы думаете, партию зарегистрируют?
- Считаю, что закон нами полностью соблюдён. Проведено 55 региональных конференций. Я был более чем на 10 конференциях, всё строго по закону. Проведена огромная работа, все материалы, необходимые для регистрации партии, сданы в Минюст. Я не считаю, что у власти есть основания отказать в регистрации. Хотя в последние дни начался нажим на людей в регионах, чтобы они отказались от участия в партии «Народ за демократию и справедливость».
- Согласитесь ли вы с той площадкой, которые московские власти могут вам предложить для проведения «Марша несогласных»?
- Мы, конечно, будем настаивать на Пушкинской площади. Это уже такое намоленное демократами место. Сейчас пока нет никакой информации относительно того, что нам предложит московская мэрия.
- Как прошла кампания по сбору подписей? Какого результата вы ждёте?
- Я считаю, что Касьянов прошел этот тяжкий путь оппозиционного политика от начала до конца. И я считаю, что нет морального права у людей, которые сейчас оценивают качество подписей, вообще как-либо их оценивать. Ситуация в Ингушетии показала, чего стоят эти люди и в каком месте на них можно ставить пробу. Поэтому если Касьянову будет отказано в регистрации, то это будет означать, что выборы безальтернативные и нелегитимные.
Кампания по сбору подписей прошла у нас очень организованно. Для меня очень показательно было, что 1 января я заехал в офис и увидел, что весь офис Касьянова, в том числе его супруга Эльвира Борисовна, работали не покладая рук, проверяли подписи, которые привозили из регионов. И самый жесткий контроль был установлен еще на первом этапе - очень важно было выявить число настоящих наших сторонников в регионах, а не нарисованных.
- Поддержал ли Касьянова СПС и «Яблоко»?Многие сомневаются в этом, хотя вот Борис Немцов такую поддержку обещал.
- И для СПС, и для «Яблока» отказ от поддержки Михаила Касьянова - это последняя, лебединая, песнь или пуля в их политический висок. Поэтому при всей сложности сложившейся ситуации, думаю, другой альтернативы у них просто нет. По одной простой причине: Борис Немцов, которого съезд СПС выдвинул, снял свою кандидатуру и поддержал Михаила Касьянова. Владимир Буковский, которого поддержало «Яблоко» и которому отказали в регистрации, тоже поддержал Касьянова. И если хоть капля здравого смысла и совести у лидеров этих партий осталась, у них нет другой альтернативы, кроме как поддержать Михаила Касьянова.
- В чем причина таких колебаний у СПС? Может быть это интриги Гозмана, который возмущался питерской милицией, а потом сказал, что претензий к ней не имеет?
- Не могу пока говорить, чьи это интриги, буду смотреть дальше. Осталось 5 дней до окончательного решения по поводу регистрации Михаила Михайловича, вот тогда и посмотрим. Но наш «Марш несогласных» состоится при любом раскладе.
- 2 марта пройдут выборы в региональные законодательные собрания. СПС не принимает участие почти ни в одном из регионов. Не означает ли это полное банкротство руководства этой партии? И не произойдет ли вслед за этим переход членов СПС в партию, создаваемую Касьяновым?
- Да они уже и переходят к нам массовым порядком. Поэтому их неучастие в региональных выборах – это ещё одно доказательство тяжёлого поражения СПС. Независимо от того, зарегистрируют Касьянова кандидатом в президенты или нет, в течение 2008 года им будет создана мощная объединенная оппозиционная, демократическая партия. Это неизбежно. Я не готов сказать, кто будет во главе партии «Народ за демократию и справедливость», но эта партия станет центром кристаллизации реальной оппозиции. Любая природа не терпит пустоты, в том числе и политическая. Ниша оппозиции реально пуста. Она неумолимо будет заполнена.
- Ещё в 2006 году Касьянов публично провозгласил одной из своих главных целей освобождение Михаила Ходорковского, которого он считает политическим заключённым. Теперь его позиция изменилась?
- Безусловно, нет. Но уточню, что Михаил Михайлович, говоря про Ходорковского, говорил про всех политических заключенных, которых, по моим подсчётам, более 60 человек. Всё это означает, что приход к власти демократических сил во главе с Касьяновым приведет к тому, что политических заключенных в нашей стране не будет. Они будут освобождены, в том числе и Михаил Ходорковский.
Беседовала Елена Соломенцева