Европейский суд по правам человека в Страсбурге оштрафовал Россию на 160 тысяч евро за исчезновение и гибель жителей Чечни в 2002 году. Мовсар и Мовлади Насухановы были задержаны в своем доме в селе Старые-Атаги в Грозненском районе в феврале 2002 года. Вместе с ними был задержан их младший брат, которого вскоре отпустили. По словам брата, Мовсара и Мовлади отвезли на командный пункт российского военного подразделения, оборудованный в здании мельницы. Спустя неделю родители обнаружили их сожженные тела в соседнем селе. Началось расследование, которое пока не дало результатов.
Магомед Дударов пропал в ноябре 2002 года, когда вооруженные люди в камуфляже и в масках ворвались в его дом в селе Кень-Юрт Грозненского района Чечни. В декабре власти начали расследование, которое также пока ни к чему не привело. Дальнейшая судьба Дударова неизвестна.
Согласно решению суда, российские власти нарушили ряд статей европейской Конвенции о защите прав человека. Теперь российские власти должны выплатить истцам 160 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба и 8 тысяч евро на покрытие судебных издержек. Решение суда вступит в силу, если стороны в течение трех месяцев не обратятся с просьбой передать дело в Большую палату ЕСПЧ, которая, в свою очередь, может отклонить обращение.
Напомним, что в конце прошлого года Европейский суд по правам человека в Страсбурге взыскал с России 10,5 тысячи евро за неудовлетворительные условия содержания под стражей адвоката Михаила Трепашкина, ранее отбывшего наказание за разглашение государственной тайны, говорится в коммюнике Суда. Московский окружной военный суд 19 мая 2004 года приговорил Трепашкина за разглашение государственной тайны к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Он вышел на свободу из колонии номер 13 Нижнего Тагила в ноябре 2007 года и с тех пор занимается адвокатской деятельностью.
По версии следствия, проходя с 1984 по 1997 годы службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Во время обыска у него были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ в письменной форме и на дискетах.