Бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев направил в Хамовнический суд свои первые замечания на протоколы судебных заседаний. Его адвокаты обнаружили расхождения между официальным стенографическим текстом протокола и аудиозаписями, сделанными защитой, пишет "Независимая газета". По словам экспертов, судья имеет право не принять эти замечания.
По данным защиты, к примеру, в стенограмму не попали признания судьи Виктора Данилкина о том, что он не знает английский язык, что, по мнению адвокатов, свидетельствует о его "неспособности самостоятельно исследовать и оценивать оригиналы доказательств". Протокол не зафиксировал также эмоциональную перепалку между прокурором Гульчехрой Усмановой и свидетелем обвинения, бывшим топ-менеджером ЮКОСа Алексеем Голубовичем, которая свидетельствует "о запугивании государственным обвинением свидетеля Голубовича".
Составитель протоколов - секретарь Данилкина - просто не включила туда произошедший в суде 19 января 2010 года на глазах публики и журналистов инцидент, отмечает "Новая газета". Голубович тогда сначала фактически опроверг свои показания, данные на предварительном следствии: о хищениях, совершенных руководством ЮКОСа, и об угрозах в свой адрес со стороны службы безопасности нефтяной компании. Однако после того как гособвинители позволили себе в адрес свидетеля несколько жестких фраз-угроз, Голубович на следующем заседании изменил свои показания - на этот раз в нужную прокурорам сторону.
Стенография упустила и несколько реплик из показаний бывшего министра экономического развития и торговли Германа Грефа, имеющих "принципиальное значение", поскольку экс-министр торговли говорил о разнице в ценах на нефть на внутреннем и внешнем рынках. 21 июня 2010 года, выступая на суде, Греф заявил о "невозможности" продажи нефтяными компаниями нефти на внутреннем рынке по ценам голландского порта Роттердама (следствие считает, что ЮКОС должен был рассчитываться со своими "дочками" по этим ценам в этом европейском порту, а вовсе не по ценам российского внутреннего рынка).
Приговор по второму делу "Юкоса" не был написан судьей Данилкиным, уверен Михаил Ходорковский. Об этом он рассказал в интервью журналу "Власть". Приговор действительно написан не самим Виктором Данилкиным, заявил в интервью Михаил Ходорковский. "Его вообще писали несколько человек, не присутствовавшие в процессе. Причем общий текст либо не редактировался, либо редактор не юрист. Это доказуемо, и доказательства могут стать основанием для уголовного дела против фактических авторов приговора", - уточнил экс-глава "Юкоса".
Напомним, что в конце февраля в недрах обвинительного приговора, вынесенного судьей Виктором Данилкиным, Платон Лебедев обнаружил такую фразу: "Суд приходит к выводу, что доводы подсудимого Лебедева П.Л. о получении прибыли добывающими обществами в период 2000-2003 г. свидетельствует об отсутствии хищения." (стр.674). После такого утверждения Лебедева и Ходорковского следовало оправдать, полагают адвокаты осужденных. Кроме того, ознакомившись с текстом интервью Данилкина программе "Человек и закон", Лебедев обратил внимание на один фрагмент сказанного судьей: "...не имел доступа к приговору никто из Хамовнического районного суда..." "По сути это звучит как чистосердечное признание об истине, неожиданно вырвавшейся наружу", - считает адвокат Лебедева Константин Ривкин.
Как рассказал "Новой газете" адвокат Константин Ривкин, "теряясь в догадках, Платон Лебедев решил обратиться к читателям с просьбой помочь ему разобраться и высказать свои мнения - что это, скрытое внутри приговора завуалированное признание невиновности, либо вывод суда о том, что отсутствие хищения еще не повод отказать себе в удовольствии признать любого человека виновным в его совершении и отправить в колонию на долгие годы".