Павел Чеурин, руководитель СУ СК РФ по Челябинской области: «Будет допрос все лиц, кто содержится в этой колонии, и тех, кто уже освободился, так как они бывают иногда более откровенными».
В то же время Совет по правам человека при президенте России заявил, что следователям поступило более 350 заявлений от заключенных.
Игорь Каляпин, эксперт рабочей группы Совета по правам человека при президенте РФ: «В Следственный комитет заключенные написали 356 заявлений, в их числе 253 заявления о физическом насилии и пытках, 161 - о вымогательстве, 28 - о нарушении трудовых прав, 20 - о ненадлежащей медицинской помощи».
Как утверждают сами бунтовщики, они жаловались и раньше, однако все их обращения оставались без ответа. По мнению Каляпина, это происходило из-за некачественной работы СК. Вообще тюремщики безнаказанно творили, что хотели. Например, арестантов могли месяцами не выпускать из ШИЗО, последовательно продлевая срок наказания за какую-то провинность. Главным нарушением, однако же, являлось вымогательство денег у родственников заключенных.
Игорь Каляпин, эксперт рабочей группы Совета по правам человека при президенте РФ: «Криминал в том, что в зависимости от размера представлялись условия для заключенных: могли быть привилегии, могли быть наоборот. Таких сообщений о переводах денежных средств настолько много, что непонятно, почему Следственный комитет не принимал заявления, хотя родственники говорили, что писали последние три года».
Кроме того, арестантам не предоставлялись нормальные условия труда: с опасными медицинскими отходами они работали без перчаток, зимой ходили в рваных валенках.
Бунт в копейской колонии произошел 24 ноября, когда 250 зэков отказались повиноваться распоряжениям своих охранников. Заключенные требовали освободить товарищей из штрафного изолятора. На свободе их акцию поддержали родственники, собравшиеся у стен учреждения.
Однако инцидент вышел далеко за рамки внутренних разборок: условиями содержания в копейской колонии заинтересовалась общественность и Следственный комитет. Оказалось, тюремщики пытали и шантажировали своих подопечных и их родных. В итоге было возбуждено уголовно дело по статье «Превышение должностных полномочий».