Деятельность Банка России в последнее время вызывает вопросы у всех — участников рынка, политиков, прокуроров, экспертов, журналистов и вкладчиков. Прописанный в законе статус финансового регулятора таков, что контролировать его не вправе даже президент, но банковское сообщество (да и российская общественность в целом) рассчитывает прослеживать логику в его действиях. Но работа ЦБ РФ в августе оказалась неподвластна осмыслению.
По словам обозревателя "Коммерсантъ FM" Дмитрия Дризе, подход Центробанка к игрокам рынка, который он "оздоровляет", вызывает много вопросов, и главный из них — о принципе принятия решений.
В августе под "чистку" ЦБ попали сразу два крупных банка — "Югра" и "Открытие". Первый нормально работал, не имел проблем с ликвидностью, не нуждался в финансовой поддержке и успешно проходил частые и многочисленные проверки регулятора. Второй потерпел крушение с "дырой" в капитале на триллион с лишним. Казалось бы, расклад очевиден — но Центробанк спас "Открытие", а не "Югру".
"Почему спасли "Открытие", а, например, не банк "Югра"? Ответа нет. Сколько стоит спасение? Ответа нет", — возмущается Дризе, указывая на абсурдность сделанного регулятором выбора: руководство "Югры" даже под давлением временной администрации, с приходом которой внезапно "нашлись" основания для отзыва лицензии, нашло инвестора для спасения банка, — однако ЦБ предпочел вытащить из бюджета миллиарды рублей на компенсации вкладчикам, "Югры", а потом еще и вложиться в "дырявый" капитал "Открытия".
Пока это история о двух банках, но обозреватель телеканала "Царьград" Юрий Пронько уверен, что скоро их станет больше, потому что в стране идет борьба определенных сил ("семибанкирщины") за тотальный контроль над потоками денег, эмиссией и — в конечном итоге — властью.
Подход Центробанка, топящего сильных и реанимирующего утопленников, напомнил известному экономисту Михаилу Делягину пресловутый 1937 год. По его словам, декларируемое "оздоровление" отрасли превратилось в "молотилку", а санация проводится методами, по сравнению с которыми "террор 1937 года" начинает казаться "торжеством законности и гуманизма".
Сейчас одна из надежд банкиров и вкладчиков связала с осенней сессией Госдумы, которая собирается рассмотреть вопрос об изменении законов, регламентирующих действия Центробанка. Ранее один из депутатов нижней палаты российского парламента — Евгений Федоров ("Единая Россия") — уже заявлял о необходимости придать работе финансового регулятора открытость, прозрачность и подконтрольность. Теперь дело за его коллегами по Думе.