Общественно-политическое издание

Эксперт рассказал, как может быть организовано взаимовыгодное сотрудничество США и России

04 марта 2025 10:10

Как заявил ранее специальный посланник президента США Стив Уиткофф у России и США после заключения сделки по Украине будет много возможностей для экономического сотрудничества, в том числе по добыче ресурсов. "Русский день" попросил прокомментировать это заявление Сергея Маркелова, политического советника и политического психолога.

- Может ли экономическое сотрудничество между Россией и США перерасти в долгосрочные дружеские отношения?

— Этого не будет, в принципе, никогда. Потому что у нас абсолютно разные весовые категории, абсолютно разные картины мира. Политики будут говорить: "да, конечно, мы стремимся, да, мы каких-то успехов в этом направлении, раз мы к этому стремимся, достигнем". С точки зрения пропаганды, конечно, и американцы, и мы будем продавать своему населению историю именно такую. Но таких экономических отношений, как с Китаем, Индией, с той же Турцией с Америкой не будет. Почему? Потому что, как это не тяжело звучит, у нас разная политическая этика и разные политические задачи. У политиков США они ставятся с точки зрения их концепта "сделаем Америку снова великой", а наш концепт иной — "нам не надо быть великими, мы изначально великие, нам нужно просто собирать доказательства этого и стремиться подтверждать". Они хотят вернуть свой статус, а мы и так великие, мы имперские. Вот эти разные концепции будут создавать вполне понятные сложности.

— То есть о настоящем равноправном союзничестве с Америкой можно забыть?

— Какие-то процессы, безусловно, изменятся к лучшему, но это потребует стольких усилий… Потому что у американцев лежит в основе выгода, а у нас лежит в основе справедливость, понимание друг друга, равенство, партнёрство и прочие дела. Тут даже лексика используется разная, даже слова разные для определения, зачем нам это сотрудничество. Можно их совместить? Какие-то вещи — можно. Можно их совместить просто отлично и бесконечно развиваться? Нет. В Америке драйвер — это выгода, понятие "сделка", а у нас выгода и сделки идут вторым, третьим, четвёртым пунктами. На первом месте — это "мы не потерпим несправедливого отношения к нам, мы не потерпим, где с нами будут разговаривать (знакомые слова Путина) с позиции силы, мы изначально сильные, поэтому с нами нужно разговаривать в лучшем случае, в идеальном варианте на равных, но как только начинают нам дерзить, говорить, что мы никакие и прочее-прочее…". Поэтому Трамп, в принципе, на старте выбрал неплохой сценарий: Россию надо вернуть в мировую политику, преобразовать G7 в G8. Другими словами, да, этот путь будет. В такой степени, в которой наши отношения будут делать Америку великой, а Америка будет готова изображать равенство и справедливое отношение с нами.

- А в каких конкретно областях мы можем сотрудничать, кроме разработки редкоземельных месторождений?

— На самом деле, сегодня тема редкоземельных металлов — это политическая тема. И когда она станет экономической, никто не знает. Это раз. А традиционные сферы сотрудничества, те, что из-под санкций выведены до сих пор, — это титан и уран. Уран американцам нужен, так как он у нас обогащенный, правильно технологически подготовленный, лучшего в мире урана, чем у нас, нет. И титан наш тоже самый чистый, самый лучший по химической структуре. Это наши незыблемые потоки, но они конечные с точки зрения развития.

Что ещё возможно? Как Трамп сказал: "Мы не хотим ссориться с Россией, просто разделим зоны влияния по миру". Мы, конечно, хотим, чтобы нам оставили хорошую зону влияния по теме наших главных сырьевых ресурсов — это газ, нефть, чтобы наши танкеры и подводные лодки не были вынуждены прятаться, потому что их весь мир ловит. Далее — разделить рынки. Если американцы, условно говоря, хотят забрать Европу, то тогда не мешайте нам с Китаем, Японией, в Азии, на Ближнем Востоке, дайте нам эти рынки, дайте нам Африку. То есть, зоны влияния надо разделить, чтобы мы там лбами не сталкивались. Это сложно, но реально.

Ну и наша стандартная углеводородная тема, тут с американцами тоже можно сотрудничать по распределению зон влияния. Может быть, они северную часть Европы будут обеспечивать своим газом, а южную — Испанию, Италию — мы заберём. Это пока неизвестно.

Следующая большая тема для сотрудничества — это тема экономическая. Нам абсолютно точно хочется, чтобы БРИКС имел под собой не политическую основу, как сейчас, а хорошую широкую экономическую составляющую. То есть, чтобы мы остались главными игроками на коллективном юге и на коллективном востоке. Пусть они там со своим Тайванем носятся, пусть они с Китаем бодаются, но не трогайте наши сырьевые, рыбные, морские и северные дела. Не мешайте нам в Латинской Америке работать. Влияйте на Мексику, но отдайте нам Колумбию. Вот приблизительно так, если базово.

Фото: Управление по печати и информации Президента Российской Федерации

 

Статьи